Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр", разработанна педагогом дополнительного образования Аверкиной Г.Н. в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06 – 1844). Эта программа может быть использованна в работе педагогом дополнительного образования, учителем начальных классов. Занятия по программе расчитаны для детей от 7 до 11 лет.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна театральных игр» имеет художественную направленность. Театральная постановка дает возможность для развития разнообразных видов детского творчества. Обучающиеся учатся сочинять, импровизировать, инсценировать готовый литературный материал. Наконец, сама игра, состоящая в представлении, формирует в детях эмоционально-волевые качества.
Новизна программы заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. На каждом занятии дети слышат и усваивают прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.
Актуальность программы
Театр – это всегда игра… С точки зрения педагогики игра – это основной вид деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка. Следовательно, драматизация ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию ребёнка. Театральные занятия позволяют обучающимся тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе.
Педагогическая целесообразность
Театрализованная деятельность решает широкий спектр задач.
Через театрализованную игру осуществляется:
• Развитие природных способностей детей;
• Приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
• Обучение навыкам грамотной речи;
• Эмоциональное развитие
• Социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения;
• Развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
• Самовыражение и самореализация ребенка.
Следовательно, театрализованная игра – универсальное средство всестороннего развития личности, - это делает программу педагогически целесообразной.
Цель программы:
Развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей, способных к самовыражению через средства театрального искусства.
Задачи программы:
Воспитательные
• Повышать культурный уровень детей
• Формировать нравственные качества личности: честность, отзывчивость, доброта.
Развивающие
• Развивать природные способности детей.
• Развивать чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия.
• Совершенствовать эмоционально-волевые качества личности ребенка.
Обучающие
• Обучать навыкам грамотной речи (совершенствование диалогов, монологов, освоение выразительности речи);
• Приобщать к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
Отличительной особенность данной программы является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается обучающийся.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединение родители (законные представители) обучающихся предоставляют медицинское заключение (справку) о состоянии здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объединении.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- групповые;
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким воспитанникам на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно)
На занятиях используются следующие приемы и методы обучения: рассказ, объяснение, чтение текста, подвижные игры, разучивание стихов и диалогов
А также могут быть использованы:
- пальчиковые игры,
- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц
- имитация основных эмоций человека
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, петушок шагает по дорожке)
- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Хоровод вокруг елки»)
- игра-импровизация с одним персонажем («Заинька попляши…»)
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (Н.Павлова «На машине», В.Чарушин «Утка с утятами»)
- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Теремок»)
- инсценированные фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»)
- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом»)
Программа включает в себя 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. После 45 минут занятий перерыв 10 минут.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 10 до 12 человек.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения обучающиеся должны:
Знать:
• Литературные и фольклорные произведения
• Историю возникновения театра в России
• Термины, связанные с театральной деятельностью
Уметь:
• Четко произносить слова и словосочетания
• Моделировать голосом звуки: громче, тише, тоненько, грубо
• Передавать интонации удивления, радости, печали, испуга
• Передавать образ через жест и движение
• Выразительно читать стихи, потешки, диалоги героев
• Использовать полученные знания, умения для выполнения самостоятельной творческой работы (создание образа героя, миниатюры)
• Участвовать в групповой работе
Формы подведения итогов:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
- входной: проводится в начале года с целью изучения личности каждого ребенка и его мотивации: наблюдение за увлечённостью и поведением обучающихся; беседа, направленная на изучение мотива деятельности.
- текущий– проводится на каждом занятии для анализа самостоятельной и творческой работы обучающихся в форме наблюдения, устного опроса, творческого задания, инсценировки.
- промежуточный: проводится в декабре с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки учебно-тематического плана.
- итоговый – проводится итоговое занятие с целью определения достигнутого уровня знаний, умений и навыков обучающихся в форме инсценировки сказки.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|