Радачинская Елена Владимировна Республика Калмыкия, город Элиста МОУ «СОШ№21», Учитель начальных классов. Аннотация моего мероприятия: На данном мероприятии каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать: познавательные действия • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. коммуникативные действия • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
Внеклассное мероприятие «Мир природы» (для учащихся 3 классов)
Учись доброму, худое На ум не пойдёт.
-Вы когда-нибудь видели, как цветёт «гусиный лук?» -Подглядели, как птица кормит своих птенцов? -Когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава? Звучит запись «Шум леса» -Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? -Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? И как много потеряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно и удивительно живёт мир лесов, полей, озёр, болот, рек. -А вы понимаете язык зверей, птиц? - Сумеете помочь тому, кто попал в беду? -Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь делать каждому, чтобы стать добрым защитником и бережным хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающейся весны, золотого лета, плодоносной осени, снежной зимы не стоит того, чтобы её почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать настороженными ушами. -Кто же научит нас видеть и слушать? -Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? На наше счастье такие переводчики есть. Это Пришвин, Бианки, Шим, Паустовский, Соколов-Митков и ещё много прекрасных имён, а также учёные и исследователи, чьи статьи мы можем прочитать в энциклопедиях, справочниках. Есть и сказочный герой - Лесовичок. Он приоткроет нам страницы нашего устного журнала.
2. Выставка книг. В лесу живут "братья наши меньшие”: птицы, звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса. (грамзапись голоса птиц) -Некоторые вы уже читали, а многие ещё предстоит прочитать. -Что очень интересного вы узнали из книг? а) Рассказы детей о птицах. Журавль Красивые танцы устраивают журавли на болоте! Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом и кружатся , и прыгают, и танцуют вприсядку! А те, которые стоят, в такт хлопают крыльями. Снегирь. Летом снегири живут на севере, а в начале зимы улетая от морозов, появляются в наших лесах. Питаются они рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. Дикие гуси Дикие гуси очень любопытны, Это хорошо знают охотники. И ещё знают: нет птицы осторожнее гуся. Вон большое стадо. Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада стоит старый гусь, не спит – зорко следит по сторонам. Дети задают вопросы классу: -Чем питаются снегири? -Что делают журавли, когда двое танцуют в середине? -Почему дикие гуси могут спокойно долго спать? -А что можете рассказать о деревьях, цветах. -Может ли мир существовать без этой красоты?
3. Театральная страничка. – Если в природе вести себя тихо-тихо, то очень много разговоров можно услышать. Мы вам представим некоторые из них. – О чем же говорят птицы? Нам поможет об этом узнать писатель В. Бианки. Инсценирование. Лис и мышонок – Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? – Землю копал. – Для чего землю копал? – Норку делал. – Для чего норку делал? – От тебя, лис, прятаться. – Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу! – А у меня в норке спаленка. – Кушать захочешь – вылезешь! – А у меня в норке кладовочка. – Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою! – А я от тебя в отнорочек – и был таков! «Две вороны» – Карр! Здравствуй, сестрица! – Карр! Бонжур, мадам! – Ка-ак!? – Бонжур, бонжур, мадам! – Что-то, мать моя, ты плетешь непонятное. Я тебе на чистом вороньем языке «здравствуй» говорю, а ты мне – бур-бур»… – Так и я «здравствуй» говорю. Только по-французски. Я, сестрица, зиму-то во Франции провела, там климат помягче. Теперь вот домой помаленечку пробираюсь, да никак еще к родному языку не привыкну… Адье, мадам, тьфу ты, до свиданья, сестрица! «Черный клюв и белый клюв» – Грач, ты, небось, на пожар летал? – Почему это на пожар? – Да у тебя нос закопченный! – Почему это закопченный? – У грачей носы белые, а у тебя черный! Будто его нарочно закоптили! – И все ты врешь! Нос у меня нормальный и очень красивый! Просто я молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел нос до блеска начистить! «Белка и лесная мышь» - Видали? Я грибы на сучок повесила, а мышь у меня их таскает. - Кто у кого больше стащил! -Я орехи на пеньке разложила, оглянуться не успела, а они у тебя, белка, оказались! «Жук-плавунец» В) Ай, жук-плавунец помер! Глядите - вниз головой на воде плавает! Один хвостик маленький наружу! -Ничего я не помер. - А зачем же вниз головой подвесился? -Я подышать вылез! -Подышать?! -Чем же ты дышишь? -А что наружу выставил, тем и дышу. Вот так!
4 Занимательная страничка. -Много интересного в природе! Нужно уметь смотреть, наблюдать и природа откроет свои тайны. -Какое животное самое быстрое? Лось – 58 Гепард – 79 Заяц – 73 -Какое дерево является лучшим пылесосом? Берёза – 28 Сосна – 17 Тополь – 23 -Сколько живут птицы? Жаворонок – 24 года Соловей – 25 лет Сова, аист – 60 лет Лебедь – 70 лет Ворона – 120 лет -Скорость полёта Орёл – 160 км/ч Утка – 96 км/ч Сорока – 56 км/ч Ворон – 38 км -Высота полёта Скворец – от 50 до 100 м Голубь до 100 м Ворона до 2500 м Журавль до 4500 м Хищники от 100 до 4000 м -Кто кукует у кукушки? – самец -Какие насекомые появляются весной первые? Почему? – мухи, бабочки, комары, божьи коровки, шмели, пчёлы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии. -Листья какого растения прикладывают к ссадинам и ранкам, ожогам ?– подорожник -Гриб – это растение или животное?- Грибы имеют свойства и растений и животных -Кто без крыльев летает? – белка-летяга -У кого дом из воздуха? – паук-серебрянка -Кто ногами слышит? – кузнечик -Кто кормит птенцов птичьим молоком?- пингвин.
5 Экологическая страничка Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: "Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц, но записать животное или растение в Красную книгу ещё не значит их сохранить. Это только пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. 1 – красные – под угрозой полного исчезновения 2- жёлтые – сокращающиеся виды 3 – белые – редкие виды, их всегда было мало на Земле 4 – серые – малоизученные, редко встречающиеся 5 – зелёные - были редкими, но их число восстановлено.
6 Поэтическая страничка (весёлые стишки) -А сейчас послушайте весёлые стишки. а)Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. - Как не стыдно тебе, егоза!- И коза опустила глаза. А когда разошёлся народ, Побежала опять в огород. б)Заяц в лес побежал по лугу, Я из лесу шёл домой- Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик. И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей – то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. в)Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: Я берегла его на ужин!»
7. Стихи обращения. Пожелания гостям. -Ребята, мы должны не только чувствовать красоту и величие природы. Мы должны беречь это богатство. А) Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем – объяснить не могу, В стакане он день простоял и завял А сколько бы он на лугу простоял?!
Б) Давай пройдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку! Я должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица. И доброе лицо им показать В) Фиалки, ландыши для нас весёлый май в садах припас. Но мы их рвать не будем - пуска цветут на радость людям. г) Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Д) Добрым быть совсем , совсем не просто, не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды. Е) Не то, что мните вы , природа,. Не слепок, не безумный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…. Тютчев. - Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
|