Павел Иванович Кузьмин (22 октября 1905 – 10 июля 1944)
Был призван в самом начале 1941 года.
Сначала служил на складе в г. Вологда, во время его обороны был ранен в ноги, провёл в госпитале семь месяцев.
Выписавшись, был отправлен на фронт, служил в разведке, имел звание стрелка. Прошёл всю Польшу и Литву.
31 мая 1944 года был награждён Орденом Славы третьей степени.
Дома его ждали жена, дочки Шура и Зоя и сын Боря. Но, к сожалению, так и не дождались.
Во время боевых действий 10 июля 1944 года был убит.
Похоронен в Литве.
3/5 44г. Здравствуйте, дорогие наши Шура, Зоя и дорогой сыночек Боря. Шлю вам свой сердечный привет и наилучшие пожелания в вашей жизни, а главное, здоровья. Уведомляю вас, что я в настоящее время жив и здоров.
Хочу вам сообщить, что у нас получилось 28/5, где мы находились. Мы занимали оборону в лесу, 28 утром в 4 часа немец повёл артподготовку, около 1 ½ часа беспрерывно ревели снаряды, даже дрожала земля, четыре раза налетала бомбить немецкая авиация и обстреливала наш тот клочок леса, где мы находились. И в это время нас окружили немцы с трёх сторон, только был один выход к немцу. К своим все проходы заняли немцы, нас было 50 человек, а немцев больше 200. И пошли на нас в атаку, за три дня отбили 17 атак противника. Все ребята стояли стойко, храбро, и много убили немцев. На 29 и 30 у нас уже продуктов не было, а немец всё лез на нас, но каждый раз получал ливень свинца и нёс большие потери, откатывался назад. 30 числа по приказу командира я сидел в засаде, наблюдал за немцем. И появляется один немец, что несёт. Я спрятался за кусты и жду его. Он увидел меня, что-то закричал, я в него выстрелил, ранил в руку, он побежал, а что нёс, то бросил. Я подошёл смотреть, что там. У него было 15 буханок хлеба, я забрал и принёс ребятам. На, кушайте, а то два дня не кушали.
Уведомляю вас, что ваше письмо получил, которому был рад, что у вас покуда всё слава Богу, все живы и здоровы.
Мы с боями продвигаемся на запад, устали, но делать нечего, нужно напрягать все усилия, чтобы скорее изгнать фашистских гадов с нашей земли. Где мы в настоящее время находимся, это бывшая Польша, места очень красивые, мне нравится, только война не совсем нравится, уже мне четвёртый год, как воюю, уже эта жизнь – смерть поднадоела. Скорее бы закончить и вернуться живым домой, но что – то мне не верится, что я буду жив.
Ну, а как вы поживаете, как ваша здоровья, как себя чувствуете Шура, как здоровья дорогих деточек, Зои, как она себя чувствует, что работает? Как поживает милый сыночек Боря, что мастерит, как его здоровья? Вспоминает ли папу? Боря помнит меня, как я вас провожал в Кандалакше на пароход или же совсем не имеет представления, что у тебя за папа?
Сижу, пишу вам письмо под кустом и наблюдаю за немцем, если покажется, то беру его на прицел и стреляю, а немец следит за мной и тоже берёт меня на прицел и стреляет. Ну, вообщем, кто кого. Ну, больше писать об этом не будем, это дело и закон войны.
Погода здесь хорошая стоит, настоящее время хлеба. Ну, дорогие наши больше писать нечего, ход войны всем известен.
Мы, бойцы нашей части, получили две благодарности Верховного Главнокомандующего Товарища И. В. Сталина за хорошее наступление. Ну, до свидания, дорогие наши, с горячим приветом к вам ваш любящий папа. Да хранит вас Господь Бог и матерь Божья. До свидания. Целую вас много, много раз.
Павел Кузьмин.
|