Тренинг для родителей «Учим детей общаться в игре». (Вербальные средства общения)
Цель: Познакомить родителей с особенностями общения с детьми в игровой деятельности.
Задачи: 1.Развитие вербальных средств общения. 2. Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 3. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния. 4. Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.
План занятия:
№ содержание ответственные 1 Приветствие логопед 2 Мини – лекция «Что такое общение» психолог 3 Упражнение «Портрет ребёнка с нарушениями в общении» психолог 4 Мини – лекция «Как общаться с детьми в игре» психолог 5 Игровое упражнение «Инструкция» психолог 6 Игра «Комплементы» логопед 7 Мини – лекция «Как работать с детьми, имеющими речевые нарушения, проблемы в общении.» логопед 8 Обратная связь
Содержание: 1. Приветствие. Каждый участник тренинга встаёт и произносит какую-нибудь фразу, обращенную ко всем участникам: «Добрый вечер», «Я рада вас всех видеть», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т д.
2. Мини-лекция «Что такое общение». Психолог дает определение термина: «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера», (Словарь, М., 1996 г.) Психолог рассказывает основные причины появления трудностей в общении у детей, связь между структуры личности и процессом общения. Особое внимание уделяет обсуждению стилей воспитания в семье и их влиянию на возникновение нарушений формировании навыков общения.
3. Упражнение «Портрет ребёнка с нарушениями в общении». Психолог предлагает для обсуждения несколько высказываний, касающихся наиболее типичных нарушений в сфере общения. Например: ребенок не решается подойти к детям, пугается взрослых; ребенок дерется, обижает детей, спорит; ребёнок чрезмерно подвижен, мало и беспокойно спит; ребёнок имеет отрешённый взгляд, безразличен к окружающим. Итогом этого обсуждения становится составление обобщённого портрета ребёнка, испытывающего трудности в коммуникативной сфере. (Диагностические методики: диагностика форм общения по М. И. Лисиной, Исследование внутрисемейных отношений «Рисунок семьи». Источники: Шипицина Л.М. азбука общения СПб., 2000; Овчарова Р. В.Справочная книга школьного психолога. М., 1996.)
4. Мини – лекция «Как общаться с детьми в игре.» Психолог рассказывает, что общение с детьми – это особого рода искусство, имеющее свои законы, и этому искусству надо учиться, затем освещаются основные принципы общения с детьми: • Общение должно быть основано на уважении друг к другу и уме¬нии общаться; наставлениям должно предшествовать понимание. • Когда ребенок спрашивает или рассказывает о каком-нибудь собы¬тии, иногда правильнее сделать акцент не на само событие, а на свя¬занное с ним чувство. • Когда ребенок дает себе, своим способностям некую оценку, не стоит просто соглашаться или не соглашаться с его словами; надо дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что мы все понимаем. • Ребенка необходимо научить узнавать с вой чувства. Взрослые должны стать «зеркалом» его эмоций. Пусть в этом зеркале (в наших словах) ребенок увидит отражение своих чувств во всей полноте и без искажений (например: «Кажется, ты здорово сердишься...». • Критикуем и хвалим по-новому: похвала должна быть направлена надела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить. Свой комментарий таким образом, чтобы ребенок сам сделал поло¬жительные выводы о себе и своих способностях; критика должна быть созидательной, т.е. указывать, как сделать то, что нужно сде¬лать, полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. • Нельзя угрожать ребенку: угрозы ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как приглашение повторить запретное действие... 5. Игровое упражнение «Инструкция». -Детям с нарушениями общения часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Данное упражнение поможет взрослым осознать это. Из группы выбирается один ведущий. Ему дается лист бумага с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать чет¬кие вербальные указания группе для воспроизведения каждым участником груп¬пы данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изобра¬жения с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают: точ¬но ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инст¬рукция? Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию. 6. Игра «Комплименты». -Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласко¬вых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых нахо¬дить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные каче¬ства его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каж¬дый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры уча¬стники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.
7. Мини – лекция «Как работать с детьми, имеющими речевые нарушения, проблемы в общении.» Дети с различными речевыми нарушениями имеют недостаточно развитые коммуникативные навыки. Становится понятно, почему ребёнок не умеет устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации. Каждый ребёнок представляет собой яркую индивидуальность и требует к себе особого отношения. В домашних условиях могут быть организованы некоторые игры и упражнения для развития сферы общения детей с речевыми нарушениями. Игры, в которые родители могут поиграть с детьми в домашних условиях: «Волшебный сон», «Качели», «Путешествие», «Камушек в ботинке», и др. (Источники: Клюева Н. В. Учим детей общению. Ярославль 1997г., Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1997г.)
8. Обратная связь. Для подведения итогов и формирования запросов на следующую встречу, каждый участник письменно отвечает на вопросы: • Чем была полезна, именно для вас данная встреча? • Какие конкретные приёмы, Вы будите использовать в работе с детьми? • Ваши пожелания на следующие занятия?
|