Программа досугово-игрового центра "Путь к успеху" для детей 11-17 лет
(87.5 Kb)
24.10.2013, 15:38
Гурьева Евгения Валентиновна
социальный педагог МАОУ "СОШ №30" г.Перми
Пояснительная записка
«Старайся иметь досуг,
чтобы научиться чему-нибудь хорошему,
и перестать блуждать без цели».
Марк Аврели
Актуальность программы определяется необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. В социально-педагогической литературе подчеркивается, что достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у учащихся образовательных учреждений, их умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные решения. Наше время – время крупных перемен– возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Человек с активной жизненной позицией должен быть всесторонне развит. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Общий анализ ситуации и происходящие вокруг демократические изменения свидетельствуют о необходимости организации самоуправления в школе, развития творческих, организаторских, коммуникативных способностей детей и подростков, формирования у них инициативности и самостоятельности. Воспитание такой личности наиболее продуктивно возможно на основе комплексного воздействия на личность детей и подростков, которое призвано создать условия для оптимального раскрытия потенциала и развития способностей молодого человека.
Развитие каждого ребёнка происходит в процессе активного взаимодействия с миром. Самый лучший, безопасный, интересный и полезный способ познания мира в детстве – игра. Ведь во время игры ребёнка происходит активизация всех физических, эмоциональных сил, ребёнок увлечен и нацелен на свой личный или групповой результат. Это в детстве.
А как же подросток? У него уже много дел, ему нужно учиться, он занимается спортом, помогает по дому, работает. А где же время на игру? Его, к сожалению, нет, а учиться жизни приходится не в рамках безопасных игровых ситуаций, а на своих ошибках, неудачах и разочарованиях, обидах и огорчениях. Предлагая в качестве основного инструмента развития и воспитания подростка игру, стоит отметить, что близким по значению и форме термин, входящий в наш современный обиход, - как тренинг. Общность игровых и тренинговых понятий заключается как раз в некоторой «закрытости» обучающего процесса и создании игровой ситуации, приближенной к реальности, с целью тренировки определенных навыков (выработка своего мнения, работа в группе, разрешение конфликта и другое). В игре подросток совершенствует свои умения и навыки, учится анализировать свои поступки, также через игровую деятельность подросток примерять на себя различные социальные роли, попробует свои силы в управленческой деятельности.
Программа рассчитана на подростков 11-17 лет, осознавшие свою потребность в самореализации и саморазвитии личности посредством активного участия в общественной жизни школы и желающие овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы с коллективом.
Работа по программе подразумевает индивидуальную и групповую работу с подростками (постоянным и переменным составом), их условное деление по возрастным признакам на младшее (11-12 лет), среднее (13-15 лет) и старшее звено (16-17 лет).
Занятия проводятся в кабинете, мероприятия и праздники в зале школы, на выездах, на природе, улице.
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и организацию позитивного досуга.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучить игровым формам организации досуга; Познакомить с историей развития театра, речевого искусства; Совершенствовать ученическое самоуправление.
Развивающие:
Развивать индивидуальные способности; Развивать основные психические процессы (восприятие, память, внимание и др.); Развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений; Развивать ключевые компетенции в подростковом возрасте через приобретение опыта социальной практики (позитивная, социальная, коммуникативная, предметная компетенции).
Воспитывающие:
Развивать самостоятельность и ответственность, умение работать в команде.
Результатом овладения данными компетенциями является способность и потребность создавать собственный продукт (творческое дело, игру) с ориентацией на восприятие другими, личное состояние успеха.
Предлагаемая программа является адаптированной для школьного общественного объединения, составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Подсолнух», Пермь 2007. Концептуальная основа.
Исследования в области свободного времени и его значение в социализации личности учащихся проводили многие ученые. Одним из представителей этих исследований является Шмаков С.А. Его идеи легли в основу этой программы.
Принципы, на которых строится данная программа:
Все делай творчески, а иначе зачем Не доволен- критикуй, критикуешь- предлагай, предлагаешь- действуй. Здесь может высказаться каждый, а если по делу, то можно и дважды. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.