Детям о профессиях: Профессия
"Строитель"
Дорогие
друзья!
В этом выпуске мы расскажем вам об очень нужной и интересной профессии строителя. Здесь собраны различные материалы для подготовки занятий с
детьми
от 4-х лет. Дети познакомятся с новыми понятиями и терминами, окажутся
на строительной площадке. Предлагается вариант дидактической игры, к которой можно скачать карточки. Этот материал можно использовать в
детских садах как папки-передвижки.
Также вы сможете скачать интересную и познавательную детскую
электронную презентацию "Деревянное строительство на Руси". Внимание! Презентация требует пароль, вам необходимо нажать кнопку "Только для чтения".
Профессия "Строитель"
Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход воспрещён, даже висит табличка "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!". Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную площадку. Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д. Ну что ж готовы? Отправляемся!Первый, кто нас встречает на строительной площадке это прораб. Прораб это сокращение словосочетания «производитель работ». Прораб раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения работ. - Давайте подумаем, с чего же начинается строительство любого здания?Ответы детей (взрослый дополняет):- А кто придумывает дом?- Правильно. Архитектор придумывает и рисует на дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди, открыться детский сад или школа, магазин или офис.Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о правилах поведения на стройке. (Ответы детей).Почему обязательно нужно надевать каску?Как вы думаете, почему висит предупреждение: "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!"?Молодцы! Вы всё правильно говорите!Ну что ж надевайте каски и вперёд!С чего начинается строительство дома?Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. Фундамент – это самая нижняя часть конструкции дома, находящаяся в земле. Задача этой всегда невидимой части состоит в том, чтобы передавать всю нагрузку от дома на грунт. Проще говоря, фундамент это «ноги» дома, его опорная часть.Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна. После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Это затишье может продолжаться долго, иногда даже год. Итак, фундамент готов. Следующий этап – возведение стен. Кто же будет их возводить? Конечно же, опять бетонщики и каменщики. Каменщики с помощью специальных ручных инструментов (молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают колонны, стены и прочие конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом помогает строительная техника. Какую строительную технику вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!Подвал и фундамент копают экскаваторы, в установке стен и перекрытий помогают подъёмные краны. Не стоит забывать о такой мелкой, но столь необходимой на любой стройке технике, как бетономешалка. А ещё на строительную площадку доставляют очень много строительного материала, для этого используют большие грузовые автомобили, такие как, ЗИЛы, КРАЗы и КАМАЗы.Как вы думаете, как следующий этап стройки, после возведения стен? Правильно, дому необходима крыша! Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика - уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.После того как возведены стены, перекрытия и крыша специалисты строителя говорят, что «коробка здания» закончена. Как вы думаете, почему так говорят? Правильно! Здание пока что похоже на пустую коробку! Ничего в нём нет кроме пола, стен и крыши. Давайте подумаем, что же теперь необходимо сделать? Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Конечно, теперь необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся монтажники. Монтажник — это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Множество технических специалистов занимаются монтажом. Их услугами пользуются при установке и замене промышленного оборудования, при строительстве, ремонте зданий и отдельных помещений. Разновидностей этой профессии существует огромное множество, так как монтировать можно много чего.А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством, газом, канализационной системой. Траншеи для труб были вырыты еще на этапе земляных работ, теперь же происходит укладка коммуникаций и подключение здания к централизованному водоснабжению и другим сетям. Кто же этим занимается? Теперь вступают в работу газ электросварщики, электрики, сантехники. Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений. Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей). Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники. Давайте теперь поговорим о каждой из этих профессий отдельно.Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами. Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром? Почему? (Ответы детей). Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.А как вы думаете, что делает плиточник? Плиточник облицовывает плиткой стены домов и внутренние помещения. Сортирует керамическую плитку по размеру, цвету, сорту. Укладывает керамическую плитку. Для этого готовит растворы, очищает поверхности, режет плитку по размерам. Может выполнять укладку плитки по заданному рисунку. Ремонтирует облицованные поверхности.Ну, вот и готово здание. Ждёт новых жильцов!И наша экскурсия подошла к концу.Беседа о строителях:
Итак, важна ли профессия строителя? Какие строительные специальности ты запомнил?Ответы ребёнка.Всё правильно. Побывав на стройке, мы с тобой узнали, что при современном строительстве используются кирпич, бетон, железобетон, стекло, железо. А как ты думаешь, из каких материалов строили дома в Древней Руси?Ну конечно, тогда основным материалом служило дерево. Бывало даже такое, что дома строили без единого гвоздя. Основным орудием строителя был топор.А ты видел, в какой одежде ходят строители? Ответ ребёнка.Правильно, строители одеты в специальную одежду. И это не просто одежда, она должна быть выполнена из прочных, но в тоже время лёгких материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде. Главная функция спецодежды - защита строителя от внешних неблагоприятных факторов: от механических повреждений, повышенных и пониженных температур, электрического тока, пыли, воды, токсических веществ, кислот, щелочей, нефтепродуктов, общих производственных загрязнений.Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?Ответ ребёнка.Правильно! Вот как много людей заняты в этом не просто деле – строительстве нового дома! И это неспроста, дом должен быть прочным, красивым, современным, в нём должно быть комфортно!Как ты думаешь, какими качествами должны обладать строители?Ответ ребёнка.Правильно! Они должны быть физически крепкими, трудолюбивыми, должны постоянно повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное людям дело. Примерные вопросы, которые ещё можно задать ребёнку для закрепления знаний о профессии пожарного: 1. Как называют строителей работающих с деревом? 2. Почему работа строителя бывает опасной? 3. Какие строительные машины ты знаешь? 4. Как называют рабочих, которые выполняют отделку помещений? Какие у них бывают специальности?
Пословицы и поговорки о труде и строительстве:
● Каков строитель, такова и обитель! ● Дело мастера боится. ● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. ● Кто любит труд, того люди чтут. ● Построить здание - надо иметь знание. ● Дом возвести – не плетень заплести. ● С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. ● У плохого мастера и пила плохая. ● Не бравшись за топор, избы не срубишь. ● И гладко стружит, и стружки кудрявы. ● Не топор тешет, а плотник.
Загадки:
Строю школы, строю бани, строю новые дома, Строю целые деревни, даже строю города! Строить нужно аккуратно, строить нужно на века, Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега. В своём деле я художник и над ленью победитель, Догадались? я -…(строитель)
*** Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. Он не плотник, не маляр. Мебель делает... (столяр)
*** Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель, Дом нам выстроит... (строитель)
*** Гвозди, топоры, пила, Стружек целая гора. Это трудится работник — Делает нам стулья... (плотник)
*** Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. (Маляр)
*** Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нем. (Строители)
*** Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём. Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. (Каменщики)
*** На работе день-деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (Крановщик)
*** Не художник он, но краской Пахнет неизменно, По картинам он не мастер - Мастер он по стенам! (Маляр)
***
Стихи. На стройке. Там, на стройке, кран огромный Поднимает в небо тонны Плит из железобетона. Сварщики железо плавят, Штукатуры стены правят, Каменщик кирпич кладет, Маляры окрасят свод. Бригадир за всем следит, А прораб – руководит, Чтобы строить для народа И квартиры, и заводы! (И. Ильх) *** Новый дом. Грузовик привез, рыча, Полный кузов кирпича. А другой привез шофер Щебень, известь и раствор. Звон и гром стоят кругом. Быстро строят новый дом. Он уже почти готов, И бригада маляров Красит в синий цвет фасад: В доме будет детский сад. (Л. Рашковский) *** Крановщик. Парень маленького роста И не очень-то силен, А смотри – легко и просто Управляет краном он. Если путь закрыт, он сразу Может кран остановить, Крановщик всегда обязан На работе зорким быть. Под руками три штурвала, По порядку вертит их. Не боится этот малый Блоков самых тяжелых! (Г. Люшнин.)
***
Сварщик. Он в синей спецовке И в синих очках, Он синюю молнию Держит в руках. Она как живая: Подвижна, сильна. Смотрите, как яростно Бьётся она! Вот смолкла, затихла, Свернулась клубком, А сварщик коснулся Её проводком, И молния брызнула Золотом звёзд, Как будто жар-птица Расправила хвост! (автор не найден)
***
Звёздочка.
Маму видит вся столица. Мама строит новый дом, Да такой, Что поселиться Полрайона может в нем. Дом заметно вырастает Каждый день И каждый час. Будто небо подпирает Металлический каркас. И над самой верхней балкой, Где подъемный кран стоит, Огонек электросварки Яркой звездочкой горит. Это мама ― Сварщик смелый ― Держит звездочку в руках, А над нею Стайкой белой Проплывают облака. (Г. Ладонщиков)
***
Штукатуры. Вы видали штукатура? Приходил он к нам во двор И, поглядывая хмуро, Он размешивал раствор. Что-то сеял через сито, Головой качал сердито, Был он чем-то озабочен, В ящик воду подливал, В пиджаке своем рабочем Над раствором колдовал. Наконец повеселел он, Подмигнул: – Займемся делом. Мы не курим, не халтурим, Мы на совесть штукатурим. А потом дошкольник Шура Вслед за ним пришел во двор И, поглядывая хмуро, На скамейке что-то тер. Что-то сеял через сито, В банку воду подливал, Головой качал сердито, Над раствором колдовал, Был он чем-то озабочен – Ведь не просто быть рабочим! Наконец повеселел он, Подмигнул: – Займемся делом. Мы не курим, не халтурим, Мы на совесть штукатурим. (А. Барто)
***
Кто построил этот дом?
На улице Садовой Дом построен новый. В нём столько светлых окон - Считать не сосчитать, А крыша так высоко, Что птицам не достать. В доме - десять этажей, В доме - тысячи людей.
Кто построил этот дом, Дом, в котором мы живём?
АРХИТЕКТОР Архитектор строит дом, Дом многоэтажный, Строит дом карандашом На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать, Вычислить, проверить, Все квартиры сосчитать, Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет, Чтобы был в квартирах свет, Ванны, умывальники Для больших и маленьких.
КАМЕНЩИК На стройке жаркая пора, Сигнал уже пробил. Сегодня каменщик с утра К работе приступил.
Ему идёт двадцатый год, А он уже герой: Быстрее всех кирпич кладёт Строитель молодой.
Кладёт кирпич за кирпичом - Растёт этаж за этажом, И с каждым часом, с каждым днём Всё выше новый дом.
КРОВЕЛЬЩИК Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, Чтоб не мокли люди под дождём, Кровельщик железом покрывает дом. Ходит кран подъёмный - огромной высоты, Подаёт на крышу железные листы. Кровельщик работает на крыше дотемна, Ему, как на ладони, вся Москва видна: Площади и парки в предвечерней мгле, А над ними яркие звёзды на Кремле!
ПЛОТНИК Летят опилки белые Летят из-под пилы: Это плотник делает Рамы и полы.
Топором, рубанком Выстругивает планки. Сделал подоконники Без сучка-задоринки.
Хорошему работнику Слава и почёт. Недаром орден плотнику Вручил народ.
ШТУКАТУР Из училища на стройку К нам приехал паренёк. Он уверенно и бойко Штукатурит потолок.
Штукатурку лепит к стенам Маленькой лопаткою, Чтобы были эти стены Ровные и гладкие.
Он трудом своим гордится И своим успехам рад. "Дело мастера боится", - Про парнишку говорят.
МАЛЯР Красить комнаты пора - Пригласили маляра. Но не с кистью и ведром Наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принёс Механический насос.
Брызжет краска по стене, Солнце светится в окне. Стали стены голубыми, Словно небо в вышине. Новый дом почти готов - Примет к празднику жильцов!
Вот кто строил этот дом, Дом, в котором мы живём! (С. Баруздин) Кран-великан.
Утром он глянул - А там, на участке, В небо взметнув Металлический стан, Вырос огромный Строительный кран, Вытянул Длинную руку вперед И все, что попросят, Наверх подает. (Асен Босев)
Дидактическая игра « Что кому пригодится?
Цель: научить детей среди специальных инструментов находить те, которые пригодятся людям определённой профессии. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок. Подготовить картинки с изображением людей строительных профессий. 1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разложить по профессиям. 2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых будут 2 карточки, относящиеся к одной профессии и одна лишняя.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – строители»
Задачи: Учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу. Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Познакомить детей с правилами техники безопасности нахождения на строительной площадке; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве.
Роли: заказчик, архитектор, прораб, строители разных специальностей, водители.
Игровые действия: К архитектору приходит заказчик с просьбой построить новый дом (больницу, школу, магазин и т.д.) Архитектор рисует план нового здания (предложить готовые планы несложных построек). Архитектор передаёт план прорабу. Прораб даёт задания строителям, водителям.
Разработала: Власова Наталья
Данный материал
предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.
|