Посещаем врачей с комфортом
Расстояние доставке не проблема
Подарки от Деда Мороза: как организовать сюрприз для детей на празднике
О пользе аренды

На сайте всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0


Главная » Развивайка » Я готовлюсь к школе

"Волшебный песочек"

Скачать (28.8 Kb) 27.02.2021, 14:11
Семенчук Людмила Степановна
педагог дополнительного образования МКУ ДО "ДДТ" с.Новопокровка Приморский край Красноармейский район

Введение
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия.

Арт-терапия включает в себя музыкотерапию, психогимнастику, песочную терапию, сказкотерапию.
Песочная терапия была изобретена К. Юнгом.
Он утверждал: «Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».

Актуальность
Изучая теории специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию»  у себя в творческом объединение «Игрушка». Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности детей.

Цели и задачи песочной терапии.
Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой
Задачи:

  • стать более ответственным в своих поступках и действиях;

  • учить полагаться на самого себя;

  • овладеть чувством контроля;

  • развить уверенность к процессу преодоления трудностей;

  • развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Песочная терапия:

  • 1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

  • 2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.

  • 3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).

  • 4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.

  • 5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.

  • 6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).                                

Очень интересно детям играть в игры «Найди клад», ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение. Игра «Отпечатки» или «Следы»: ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его. Игра «Следы» хорошо развивает фантазию и воображение ребенка: как ты думаешь, кто оставил эти следы; опиши, кто оставил эти следы, как его зовут, какой он, что любит делать и т. д. Все эти игры развивают речевую активность ребенка, фонематический слух, воображение, творческие способности.. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.

Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Им нравится превращать буквы «Л» в «А», букву «Ч» в «Т» и т. д. Слова на песке пишем печатными буквами — сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Использование песочной терапии дает положительные результаты: − удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; − удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка; − помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; − оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка; − вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); − ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир. Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка.


С помощью песка в песочнице можно рисовать песочные картины, создать миниатюры реального мира, выдумать различные истории, передавая ребенку таким образом знания и жизненный опыт, знакомя с событиями и законами окружающего мира. Рисование на песке связывает знакомые образы с ощущением получаемого удовольствия. При этом результат не является целью - цель заключается в самом процессе творчества. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность, так как все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно и безопасно, где ему все близко и понятно.

В работе с детьми песочная терапия имеет целый ряд возможностей, она:

  • Формирует образ целостного, сильного и здорового «Я» ребенка;

  • Обеспечивает равновесие между внутренними потребностями ребенка и внешним социальным миром;

  • Делает возможной работу с психологическими травмами личности;

  • Помогает ребенку почувствовать негативные и позитивные эмоции;

  • Успокаивает и обеспечивает эмоциональную разрядку;

  • Помогает стимулировать поведенческую активность личности;

  • Учит проявлять свои фантазии, страхи, желания в безопасных условиях песочной терапии;

  • Активизирует возможность контроля своих внутренних переживаний;

  • Снижает тревожность;

  • Способствует формированию у ребенка ощущения структурированности границ собственного поведения.

Помимо терапевтического воздействия, в песочнице проводят коррекционные занятия .

  • На развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

  • Стимулирующие вербальную и невербальную активность в процессе игры;

  • Формирующие навыки позитивной коммуникации;

Песочное поле также эффективно используется и в контексте сказкотерапии. Таким образом, сказочный сюжет переносится в песочницу и разворачивается в реальном времени, а ребенок становится либо автором нового мира, либо активным действующим персонажем, что позволяет ему «примерить» на себя и прожить различные социальные роли, понять мотивы поступков и интересы других людей.

Основные принципы игр на песке:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные “разминки”.

Например: Дмитрий Фролов
Начинаем наши игры!
Подвигайтесь-ка вперед!
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!
Раз вдохнули, два вдохнули.
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!

Дидактическая игра “Секрет колдовства” со стихотворной инструкцией Дмитрия Фролова:
(Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет. )

-В одну волшебную страну
Пришла беда большая
– В нее прокралась в темноте
Колдунья очень злая
Одну зверушку захватила,
И тут же в палку превратила. (показываю детям палочку)
А буквы имени ее
В темницу бросила на дно...
Секрет же злого колдовства
С собой колдунья унесла,
В горе песчаной закопала
И вход туда заколдовала...
Что делать?
И куда бежать?
Зверушку надо выручать!
А взрослым - нечего идти:
Ребята могут лишь спасти.
Ну как, ребята, вы готовы?
Там испытания суровы,
Там буквы надо крепко знать, 
Чтоб колдовство то разгадать!..
Тогда вперед!

Сейчас река  (строим в песочнице реку и устанавливает через нее два   мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)
На ней для вас есть два мостка:
Из буквы Ж и буквы Ш
Спокойно вспомните слова,
Где буква Ж и буква Ш. (Дети должны назвать не меньше пяти слов,   которые содержат отдельно буквы Ж  и Ш)
Ну вот, река и позади!
Но дальше нет у нас пути:
Дремучий лес перед горой
Стал непролазною стеной... (дети создают лес из веточек и фигурок деревьев)
Лесные звери! помогите!
А вы скорей их назовите! (дети должны назвать лесных зверей, каких они знают)
Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели!
Гора возникла на пути – (дети строят гору из песка)
Ни обскакать, ни обойти,
Как научиться нам летать?
Пора на помощь птичек звать!
Кричите птичек всех подряд,
Они к нам сразу прилетят,
Нас над горою пронесут,
И нам погибнуть не дадут! (дети называют известных им птиц)
И птички помогли нам в горе,
Теперь на берегу вы моря. (дети строят на переднем плане море, за ним  Песчанную гору)
За ним - Песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.
Но как же переплыть нам море?
Ведь это - не широко поле...
Давайте рыбок хором звать,
Морских животных всех кликать!
Кто помнит их всех имена,
Зовите к нам скорей сюда! (дети называют известных им морских жителей)
Вы молодцы! Отлично звали!
Все рыбки сразу подплывали,
И переплыть нам помогай...
Теперь мы с вами - у Горы...
Здесь буквы бедные томятся,
Колдуньи злой они боятся,
Их надо нам освободить,
И имя правильно сложить!
Как только имя расшифруем,
Зверька мы этим расколдуем,
Так злые чары рухнут в пыль,
И мы узнаем, кто там был.
В волшебной книге есть заданья,
Для вас, ребята, испытанья,
Как букву каждую найти,
Из плена мрачного спасти.
Как только буква прояснится,
Так рухнет вмиг ее темница.

Итак, заданье к первой букве:
Найдите общий звук в словах “Машина”, “Музыка” и “Мак”.
Вы отгадали, или - как?.. Все верно - это буква М,
Не испугаешь вас ничем! (выкладываю на песочке букву М)

Вторая буква, вам на страх,
Есть сразу даже в трех словах: “Шары”, и “Крыша”, и “Столы”.
Ну как? Теперь узнали вы? Что ж угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы! ( выкладываю на песок букву Ы)

А третья есть в словах: “Шалаш”, И “Шуба”, “Шапка”, “Ералаш”.
Вы “зашипели” все так дружно,
Что и подсказывать не нужно! Да, это буква Ш, конечно
Вы все сегодня так прилежны! (выкладываю на песок букву Ш)

Ну, а четвертую сейчас
Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: “Кукла”, “Лук”, и “Кошка”.
Ну как? Подумайте немножко...
Была задача нелегка,
Но вы решили - буква К! (выкладываю на песок букву К)

Ну а последнюю, друзья,
Не отгадать никак нельзя: “Арбуз”, “Акула”, “Ананас”
- Здесь буква спрятана от нас!
Вы - молодцы все! Как всегда! Вы отгадали букву А! (выкладываю на песок букву А)
Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали? (Дети складывают буквы в слово)
Все верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит еще трусишка! ( ставлю в песочницу фигурку мышки)
В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошел такой веселый пир,
Какого и не видел мир! (Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок)
А все , ребята, только вы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!
По такому же принципу можно придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами. 
        

Заключение
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии, развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки.

Песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве



Список используемой литературы:
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии»,  Речь СПб, 2005
Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный  перевод с англ.] - М: ИНТ, 2010 - 94 с: ил.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.

 


Категория: Я готовлюсь к школе | Добавил: Lyudmila15
Просмотров: 796 | Загрузок: 216 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенняя мастерская"
VI Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
X Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая копилка"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 21.11.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.