Введение
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия.
Арт-терапия включает в себя музыкотерапию, психогимнастику, песочную терапию, сказкотерапию.
Песочная терапия была изобретена К. Юнгом.
Он утверждал: «Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».
Актуальность
Изучая теории специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» у себя в творческом объединение «Игрушка». Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности детей.
Цели и задачи песочной терапии.
Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой
Задачи:
-
стать более ответственным в своих поступках и действиях;
-
учить полагаться на самого себя;
-
овладеть чувством контроля;
-
развить уверенность к процессу преодоления трудностей;
-
развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Песочная терапия:
-
1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
-
2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.
-
3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
-
4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.
-
5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.
-
6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).
Очень интересно детям играть в игры «Найди клад», ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение. Игра «Отпечатки» или «Следы»: ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его. Игра «Следы» хорошо развивает фантазию и воображение ребенка: как ты думаешь, кто оставил эти следы; опиши, кто оставил эти следы, как его зовут, какой он, что любит делать и т. д. Все эти игры развивают речевую активность ребенка, фонематический слух, воображение, творческие способности.. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.
Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Им нравится превращать буквы «Л» в «А», букву «Ч» в «Т» и т. д. Слова на песке пишем печатными буквами — сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Использование песочной терапии дает положительные результаты: − удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; − удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка; − помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; − оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка; − вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); − ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир. Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка.
С помощью песка в песочнице можно рисовать песочные картины, создать миниатюры реального мира, выдумать различные истории, передавая ребенку таким образом знания и жизненный опыт, знакомя с событиями и законами окружающего мира. Рисование на песке связывает знакомые образы с ощущением получаемого удовольствия. При этом результат не является целью - цель заключается в самом процессе творчества. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность, так как все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно и безопасно, где ему все близко и понятно.
В работе с детьми песочная терапия имеет целый ряд возможностей, она:
-
Формирует образ целостного, сильного и здорового «Я» ребенка;
-
Обеспечивает равновесие между внутренними потребностями ребенка и внешним социальным миром;
-
Делает возможной работу с психологическими травмами личности;
-
Помогает ребенку почувствовать негативные и позитивные эмоции;
-
Успокаивает и обеспечивает эмоциональную разрядку;
-
Помогает стимулировать поведенческую активность личности;
-
Учит проявлять свои фантазии, страхи, желания в безопасных условиях песочной терапии;
-
Активизирует возможность контроля своих внутренних переживаний;
-
Снижает тревожность;
-
Способствует формированию у ребенка ощущения структурированности границ собственного поведения.
Помимо терапевтического воздействия, в песочнице проводят коррекционные занятия .
-
На развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
-
Стимулирующие вербальную и невербальную активность в процессе игры;
-
Формирующие навыки позитивной коммуникации;
Песочное поле также эффективно используется и в контексте сказкотерапии. Таким образом, сказочный сюжет переносится в песочницу и разворачивается в реальном времени, а ребенок становится либо автором нового мира, либо активным действующим персонажем, что позволяет ему «примерить» на себя и прожить различные социальные роли, понять мотивы поступков и интересы других людей.
Основные принципы игр на песке:
-
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
-
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
-
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные “разминки”.
Например: Дмитрий Фролов
Начинаем наши игры!
Подвигайтесь-ка вперед!
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!
Раз вдохнули, два вдохнули.
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!
Дидактическая игра “Секрет колдовства” со стихотворной инструкцией Дмитрия Фролова:
(Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет. )
-В одну волшебную страну
Пришла беда большая
– В нее прокралась в темноте
Колдунья очень злая
Одну зверушку захватила,
И тут же в палку превратила. (показываю детям палочку)
А буквы имени ее
В темницу бросила на дно...
Секрет же злого колдовства
С собой колдунья унесла,
В горе песчаной закопала
И вход туда заколдовала...
Что делать?
И куда бежать?
Зверушку надо выручать!
А взрослым - нечего идти:
Ребята могут лишь спасти.
Ну как, ребята, вы готовы?
Там испытания суровы,
Там буквы надо крепко знать,
Чтоб колдовство то разгадать!..
Тогда вперед!
Сейчас река (строим в песочнице реку и устанавливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)
На ней для вас есть два мостка:
Из буквы Ж и буквы Ш
Спокойно вспомните слова,
Где буква Ж и буква Ш. (Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)
Ну вот, река и позади!
Но дальше нет у нас пути:
Дремучий лес перед горой
Стал непролазною стеной... (дети создают лес из веточек и фигурок деревьев)
Лесные звери! помогите!
А вы скорей их назовите! (дети должны назвать лесных зверей, каких они знают)
Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели!
Гора возникла на пути – (дети строят гору из песка)
Ни обскакать, ни обойти,
Как научиться нам летать?
Пора на помощь птичек звать!
Кричите птичек всех подряд,
Они к нам сразу прилетят,
Нас над горою пронесут,
И нам погибнуть не дадут! (дети называют известных им птиц)
И птички помогли нам в горе,
Теперь на берегу вы моря. (дети строят на переднем плане море, за ним Песчанную гору)
За ним - Песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.
Но как же переплыть нам море?
Ведь это - не широко поле...
Давайте рыбок хором звать,
Морских животных всех кликать!
Кто помнит их всех имена,
Зовите к нам скорей сюда! (дети называют известных им морских жителей)
Вы молодцы! Отлично звали!
Все рыбки сразу подплывали,
И переплыть нам помогай...
Теперь мы с вами - у Горы...
Здесь буквы бедные томятся,
Колдуньи злой они боятся,
Их надо нам освободить,
И имя правильно сложить!
Как только имя расшифруем,
Зверька мы этим расколдуем,
Так злые чары рухнут в пыль,
И мы узнаем, кто там был.
В волшебной книге есть заданья,
Для вас, ребята, испытанья,
Как букву каждую найти,
Из плена мрачного спасти.
Как только буква прояснится,
Так рухнет вмиг ее темница.
Итак, заданье к первой букве:
Найдите общий звук в словах “Машина”, “Музыка” и “Мак”.
Вы отгадали, или - как?.. Все верно - это буква М,
Не испугаешь вас ничем! (выкладываю на песочке букву М)
Вторая буква, вам на страх,
Есть сразу даже в трех словах: “Шары”, и “Крыша”, и “Столы”.
Ну как? Теперь узнали вы? Что ж угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы! ( выкладываю на песок букву Ы)
А третья есть в словах: “Шалаш”, И “Шуба”, “Шапка”, “Ералаш”.
Вы “зашипели” все так дружно,
Что и подсказывать не нужно! Да, это буква Ш, конечно
Вы все сегодня так прилежны! (выкладываю на песок букву Ш)
Ну, а четвертую сейчас
Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: “Кукла”, “Лук”, и “Кошка”.
Ну как? Подумайте немножко...
Была задача нелегка,
Но вы решили - буква К! (выкладываю на песок букву К)
Ну а последнюю, друзья,
Не отгадать никак нельзя: “Арбуз”, “Акула”, “Ананас”
- Здесь буква спрятана от нас!
Вы - молодцы все! Как всегда! Вы отгадали букву А! (выкладываю на песок букву А)
Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали? (Дети складывают буквы в слово)
Все верно! Это наша МЫШКА!
Небось, дрожит еще трусишка! ( ставлю в песочницу фигурку мышки)
В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошел такой веселый пир,
Какого и не видел мир! (Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок)
А все , ребята, только вы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!
По такому же принципу можно придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами.
Заключение
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии, развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки.
Песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве
Список используемой литературы:
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», Речь СПб, 2005
Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] - М: ИНТ, 2010 - 94 с: ил.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.