Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


Главная » Сценарии » Другие сценарии

Сценарий историко-литературной музыкальной композиции "Дети военной поры" для учащихся 5-11 классов

Скачать (83.0 Kb) 20.01.2013, 11:23
Ракова Фарида Талгатовна
Педагог-организатор МБОУ "Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа" Арского района РТ
МБОУ "НИЖНЕМЕТЕСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



(Историко-литературная, музыкальная композиция
для учащихся 5-11 классов)

ПЕДАГОГ – ОРГАНИЗАТОР РАКОВА ФАРИДА ТАЛГАТОВНА

Вступительное слово ведущего. Человечество знает немало исторических событий и дат, оставивших глубокий след в сердцах людей. Одним из самых знаменательных событий явилась победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
На расстоянии времени, истекшей после майских салютов 1945 года, значение великой победы советского народа с каждым днем проступает все ярче. В этой кровавой схватке народа социалистической страны с ударными силами империализма решалась судьба Отечества, социализма, будущее человечества.
Долог и труден был путь советского народа к этой победе. Она далась нашей стране дорогой ценой. На фронте каждые сутки в сражениях обрывалась жизнь 17 тысяч человек. Советский Союз в этой войне потерял 20 миллионов сыновей и дочерей.
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь между тем, эту категорию мирных граждан можно несколько расширить. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших у нас не принято говорить, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших.

Его узнал я не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сирены тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(А.Йоффе)
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем краю и в глубоком тылу.
(звучит фонограмма «Священная война»)
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Да, 21 июня 1941 года всё было так же, как всегда. Люди творили, работали, воспитывали детей. Но обрушился на страну этот день 22 июня, и разделил жизнь и судьбу каждого надвое. Всё, что случилось в пятницу, в субботу, стало уже не «вчера», не «позавчера», а «до войны». Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны.
(инсценирование, «Брестская крепость»)
Брестская крепость стоит на границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.
Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов не сдаётся, сражается Брестская крепость.
Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости.
Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.
- Воды!
- Воды! - несется над крепостью.
Нашёлся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, ещё один отважный вперёд ринулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.
От этого места недалеко лежал пулемётчик. Строчил, строчил пулемёт, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемёт. И пулемёту нужна вода.
Посмотрел пулемётчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулемётный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.
Видит, санитарка ползёт к ним. Ползёт по-пластунски, змейкой к земле прижимается. Всё ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили её друзья.
- Водицу принесла!
- Герой
- Молодчина!
Смотрят солдаты на воду. От жажды в глазах мутится. Посмотрела на бойцов, на иссохшие губы, на жар в глазах.
- Подходи, - произнесла санитарка.
Шагнули бойцы вперёд, да вдруг…
- Братцы, её бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос…
Остановились братцы.
- Конечно, раненым!
- Верно, тащи в подвал!
Отрядили солдаты девушку в повал. Понесла она воду в подвал, где лежали раненые.
- Братцы,- сказала,- водица…
Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взяла девушка кружку, осторожно налила на донышко, смотрит кому бы дать. Видит, солдат в бинтах, весь в крови.
- Получай,- протянула она солдату кружку.
Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:
- Нет, не мне, - произнёс солдат.- не мне. Детям тащи, родимая.
- Детям! Детям!- послышались голоса.
Понесла сестрица воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины, и дети – жёны и дети военнослужащих.
Спустилась санитарка в подвал, где были дети.
- А ну, подходи, - обратилась она к ребятам. – подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает кружку.
Смотрят ребята – в кружке вода.
- Вода!
Бросились дети к воде, к санитарке.
Смотрит девушка6 кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
-На, - протянула малышу.
Посмотрел малыш на санитарку, на воду..
-Папке,- сказал малыш,- он там, стреляет.
-Да пей же, пей,- улыбается девушка.
- Нет,- покачал головой мальчишка. – Папке.- так и не выпил ни глотка воды. И другие за ним отказались. Вернулась санитарка к своим. Рассказала про детей, про раненных. Отдала она воду пулемётчику.
Посмотрел пулемётчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемёт.
Прикрыл пулемётчик бойцов огнём. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненных»
(Исполняется песня «Надежда Бреста»
На плече твоем сумка тяжёлая.
В ней лекарства, бинты и вода.
Через рвы и воронки снарядные
Пробиралась ты чудом сюда.
Пробиралась к защитникам крепости
Средь обломков и каменных груд.
Ничего о тебе не узнали мы,
Только знали, что Надей зовут.
Где робели самые смелые,
Ты ползла на рубеж огневой.
И солдата, от ран умиравшего,
Ты поила водою живой.
Пробиралась к защитникам крепости
И светлей становилось впредь.
И упорней сражался пылающий,
Но врагу не сдававшийся Брест.
Помню синий твой взор под косынкою,
Помню косы, сплетённые в жгут.
Ничего о тебе не узнали мы,
Только знали, что Надей зовут.
Но, когда ты, вставая и палая,
В нашу крепость под пулями шла.
Ты не только Надюшею, Надею,
Ты надеждою Бреста была.

(инсценировка отрывка из поэмы «Василий Тёркин»)
Чтец: По дороге прифронтовой
Запоясан как в стрю,
Шёл боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый
Роту первую свою.
Тёркин: - Ох, машин, машин без счёта…
Чтец: Пробка. Стой! Мороз остёр…
1 танкист: Эй, гляди, замёрз, пехота,
Щеки снегом бы натёр.
Далеко ль?
Тёркин: «На фронт обратно.
Руку вылечил…»
2 танкист «Понятно!
1 танкист: Не герой ?
Тёркин: Покамест нет.»
Танкист: Доставай тогда кисет
(закуривают)
Тёркин: Вот беда! Во всей колонне
Завалящей нет гармони.
А мороз – ни встать, ни сесть.
1 танкист 6 Да гармонь-то, знаешь, есть…
Тёркин; Так сыграть бы на дорожку?
2 танкист : Да сыграть оно б не вред…
Тёркин: В чём же дело, чья гармонь?
1 танкист: Чья гармонь, того, брат, нет…
Тёркин: Так… Понятно, друг дорожный.
Извини. Некстати речь.
Я считал, сыграть-то можно:
Думал, что ж её беречь…
2 танкист: Да-а, дружок, .вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем…
1 танкист: Трое были мы- друзья.
Тёркин: Да, нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею…
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
1 танкист Знаешь, что?
Ну сыграй ты, шут с тобой!
(Тёркин играет)
Регулировщица; Хорошо! Зовёт куда-то,
Далеко, легко ведёт…
(вальсирует под звуки мелодии «Случайного вальса»)
От одной гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
(Раздаётся команда : «По машинам!»)
1 танкист: Нам теперь стоять в ремонте,
У тебя маршрут иной…
Тёркин: Это точно!
2 танкист: А гармонь-то, знаешь, что, бери с собой!
1 танкист: Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты - мастак!
Весели свою пехоту…
Тёркин: Что вы, братцы, как же так?
Я не к этому, учтите…
1танкист: Так и будет. Ничего…
Командир был наш любитель,
Это память про него…

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.
Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранности хотя бы части населения этого большого города…»
Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец был:
с горы Вороньей
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла
Между корней,
Между камней.
И, поворачивая рыло
Отсюда «Берта» била, била
Все 900 блокадных дней.
Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль.
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянье и боль,
В его последнее решенье,
В его: «Умрём, но не сдадим!!»
И над открытою мишенью
Ревел огонь,
Клубился дым.
(инсценирование рассказа «Таня Савичева»)
Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших Ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать, а утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.
Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:
«Женя умерла. 28 декабря 1941 года в 12.30 утра»
Женя – это сестра Тани.
Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:
«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня»
Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву»В». Читаем:
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942 год»
Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на обратной стороне листа.
«Дядя Лёша умер. 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»
Вот страница с буквой «М». Читаем:
«Мама умерла. 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год»
Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет:
«Савичевы умерли»
Открывает страницу на букву «У». Уточняет:
«Умерли все»
Посидела. Посмотрела на дневник, открыла страницу на букву «О». Написала:
«Осталась Таня»
Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, странички читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это повториться!»
Чтобы помочь городу на Неве, его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях.
(инсценировка «Санитарка»)
Чтец: Только что пришла с передовой,
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Санитарка: Так устала – руки не поднять,
Не до дров согреюсь под шинелью.
Прилегла. Но слышу, что опять
По окопам немцы бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь.
А навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною рядом будет,
Мимоходом:»молодец, сестра!»-
Крикнут мне товарищи в награду
(бойцы на носилках вносят раненную санитарку)
Чтец: На носилках, около сарая,
На краю отбитого села
Санитарка шепчет, умирая:
«Я ещё, ребята, не жила…»
И бойцы вокруг неё толпятся.
И не могут ей в глаза смотреть.
1 боец: «Шестнадцать – это лишь шестнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…»
Чтец: Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдёт к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко,-
В сорок первом он сейчас году.
Здесь, где возле чёрного сарая
На краю отбитого села.
Девочка лепечет, умирая:
«Я ещё, ребята, не жила!»
(Исполняется песня «Женька»)

Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину, свободу.
В 17 км от Риги находился детский концлагерь Саласпилс.
В нём уничтожили сто тысяч человек, в том числе семь тысяч детей. Их свозили сюда в основно зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную операцию в партизанских районах Белоруссии.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Рассказывает свидетель Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».
У всех у них – и у годовалых, и у десятилетних – регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял армии лагерь.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
… На поле, где был Саласпилский лагерь, теперь мемориальный ансамбль – четыре огромные скульптурные группы. Одна из них называется «Мать» - гранитная женщина, заслонившая собой детей. Слева от неё бетонной плитой обозначено место, где находился детский барак. На плите высечены домики и человечики – такие рисовали на песке саласпилские дети.
(исполняется песня «Саласпилс»)

В обителях смерти молчат о смерти
И только крик,
Парит и кружит под крышею блока:
- Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Даёт нам силу
Сломить бессилие.
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.
О творимых беззакониях и поистине зверском обращении рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря): «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.
Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
И вновь весна… и солнце светит ясно
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя.
И не ведал он материнских слёз,
Не видел он могил и после боя,
Не видел тех, кто это перенёс.
Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются.
Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя.
Сегодня у нас в гостях те, кто в годы Великой Отечественной войны были подростками, девушками. Но тяжесть войны коснулась и их хрупких плеч.
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах.
Поведай мне о жизни тыловой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
Слово предоставляется ветеранам тыла: Шакуровой Анзии Хайдаровне, Хабибуллиной Надии Каюмовне, Ахмадуллиной Розе Исхаковне.
Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово "фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин другого орудия. В Горьком, Куйбышеве славятся пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шьют для армии белье, платки, гимнастерки. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники. Только в одном Всесоюзном воскреснике "Пионеры-Фронту" приняли участие больше 3 миллионов пионеров.
На средства пионеров построены танки, самолеты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам.
С честью сражается летчик-орденоносец Цыганков на истребителе "Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамасских пионеров летчик Максименко. На истребителе "Арзамасский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно. Немало раздавил и расстрелял фрицев танк "Горьковский пионер”; доблестно громила врагов у Ржева, Орла, Севска танковая колонна "Московский пионер”.
Забота о детях была важной задачей руководства страны. К концу войны выходит все больше постановлений, направленных на защиту детей. Вот эти строки стихотворения Киршиной выражают патриотические чувства наших соотечественников в то время.
«… Детей от муки небывалой
Спасает родина моя.
Для всех беспомощных и малых
Она – защита и семья.
Еще на западе раскаты
Военной бури небо рвут,
Но здесь, у нас, должны ребята
Найти и ласку, и приют.
Надежный свет родного крова,
И материнских рук тепло,
Чтоб детство, раненное снова,
Улыбкой ясной расцвело».
Война потребовала мобилизации всех сил трудовых ресурсов страны. Миллионы мужчин ушли на фронт. Дети и подростки с первых дней войны осознали и почувствовали, что родине нужны и их детские руки. Пионеры и школьники Татарии приняли активное участие в движении «Пионеры – фронту!» Только в 1943 году пионеры и школьники Арского района собрали на каждого не менее 5 кг верхушек картофеля, по 3 ведра золы, 2,5 кг птичьего помёта. Под их шефством находилось 502 жеребёнка и телёнка. Горячо отозвались на призыв о помощи освобождённым районам пионеры нашего района. Школы Арского района собрали более 40 000 рублей, сотни книг и посуды.
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить.
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить!

(исполняется песня «Бухенвальдский набат»)


Категория: Другие сценарии | Добавил: Dushechka
Просмотров: 9017 | Загрузок: 785 | | Рейтинг: 5.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.