Сценарий историко-литературной музыкальной композиции "Дети военной поры" для учащихся 5-11 классов
(83.0 Kb)
20.01.2013, 11:23
Ракова Фарида Талгатовна
Педагог-организатор МБОУ "Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа" Арского района РТ
МБОУ "НИЖНЕМЕТЕСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(Историко-литературная, музыкальная композиция для учащихся 5-11 классов)
ПЕДАГОГ – ОРГАНИЗАТОР РАКОВА ФАРИДА ТАЛГАТОВНА
Вступительное слово ведущего. Человечество знает немало исторических событий и дат, оставивших глубокий след в сердцах людей. Одним из самых знаменательных событий явилась победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На расстоянии времени, истекшей после майских салютов 1945 года, значение великой победы советского народа с каждым днем проступает все ярче. В этой кровавой схватке народа социалистической страны с ударными силами империализма решалась судьба Отечества, социализма, будущее человечества. Долог и труден был путь советского народа к этой победе. Она далась нашей стране дорогой ценой. На фронте каждые сутки в сражениях обрывалась жизнь 17 тысяч человек. Советский Союз в этой войне потерял 20 миллионов сыновей и дочерей. Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь между тем, эту категорию мирных граждан можно несколько расширить. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших у нас не принято говорить, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших.
Его узнал я не из книжки – Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство врывалась она. Смертельными тоннами стали, Сирены тревоги ночной, В те дни мы в войну не играли – Мы просто дышали войной. (А.Йоффе) Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем краю и в глубоком тылу. (звучит фонограмма «Священная война») Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось.
Да, 21 июня 1941 года всё было так же, как всегда. Люди творили, работали, воспитывали детей. Но обрушился на страну этот день 22 июня, и разделил жизнь и судьбу каждого надвое. Всё, что случилось в пятницу, в субботу, стало уже не «вчера», не «позавчера», а «до войны». Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. (инсценирование, «Брестская крепость») Брестская крепость стоит на границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её слева, справа. Осталась она у врагов в тылу. Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов не сдаётся, сражается Брестская крепость. Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости. Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни. - Воды! - Воды! - несется над крепостью. Нашёлся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, ещё один отважный вперёд ринулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего. От этого места недалеко лежал пулемётчик. Строчил, строчил пулемёт, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемёт. И пулемёту нужна вода. Посмотрел пулемётчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулемётный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо. Видит, санитарка ползёт к ним. Ползёт по-пластунски, змейкой к земле прижимается. Всё ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили её друзья. - Водицу принесла! - Герой - Молодчина! Смотрят солдаты на воду. От жажды в глазах мутится. Посмотрела на бойцов, на иссохшие губы, на жар в глазах. - Подходи, - произнесла санитарка. Шагнули бойцы вперёд, да вдруг… - Братцы, её бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос… Остановились братцы. - Конечно, раненым! - Верно, тащи в подвал! Отрядили солдаты девушку в повал. Понесла она воду в подвал, где лежали раненые. - Братцы,- сказала,- водица… Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взяла девушка кружку, осторожно налила на донышко, смотрит кому бы дать. Видит, солдат в бинтах, весь в крови. - Получай,- протянула она солдату кружку. Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг: - Нет, не мне, - произнёс солдат.- не мне. Детям тащи, родимая. - Детям! Детям!- послышались голоса. Понесла сестрица воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины, и дети – жёны и дети военнослужащих. Спустилась санитарка в подвал, где были дети. - А ну, подходи, - обратилась она к ребятам. – подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает кружку. Смотрят ребята – в кружке вода. - Вода! Бросились дети к воде, к санитарке. Смотрит девушка6 кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину. -На, - протянула малышу. Посмотрел малыш на санитарку, на воду.. -Папке,- сказал малыш,- он там, стреляет. -Да пей же, пей,- улыбается девушка. - Нет,- покачал головой мальчишка. – Папке.- так и не выпил ни глотка воды. И другие за ним отказались. Вернулась санитарка к своим. Рассказала про детей, про раненных. Отдала она воду пулемётчику. Посмотрел пулемётчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемёт. Прикрыл пулемётчик бойцов огнём. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненных» (Исполняется песня «Надежда Бреста» На плече твоем сумка тяжёлая. В ней лекарства, бинты и вода. Через рвы и воронки снарядные Пробиралась ты чудом сюда. Пробиралась к защитникам крепости Средь обломков и каменных груд. Ничего о тебе не узнали мы, Только знали, что Надей зовут. Где робели самые смелые, Ты ползла на рубеж огневой. И солдата, от ран умиравшего, Ты поила водою живой. Пробиралась к защитникам крепости И светлей становилось впредь. И упорней сражался пылающий, Но врагу не сдававшийся Брест. Помню синий твой взор под косынкою, Помню косы, сплетённые в жгут. Ничего о тебе не узнали мы, Только знали, что Надей зовут. Но, когда ты, вставая и палая, В нашу крепость под пулями шла. Ты не только Надюшею, Надею, Ты надеждою Бреста была.
(инсценировка отрывка из поэмы «Василий Тёркин») Чтец: По дороге прифронтовой Запоясан как в стрю, Шёл боец в шинели новой, Догонял свой полк стрелковый Роту первую свою. Тёркин: - Ох, машин, машин без счёта… Чтец: Пробка. Стой! Мороз остёр… 1 танкист: Эй, гляди, замёрз, пехота, Щеки снегом бы натёр. Далеко ль? Тёркин: «На фронт обратно. Руку вылечил…» 2 танкист «Понятно! 1 танкист: Не герой ? Тёркин: Покамест нет.» Танкист: Доставай тогда кисет (закуривают) Тёркин: Вот беда! Во всей колонне Завалящей нет гармони. А мороз – ни встать, ни сесть. 1 танкист 6 Да гармонь-то, знаешь, есть… Тёркин; Так сыграть бы на дорожку? 2 танкист : Да сыграть оно б не вред… Тёркин: В чём же дело, чья гармонь? 1 танкист: Чья гармонь, того, брат, нет… Тёркин: Так… Понятно, друг дорожный. Извини. Некстати речь. Я считал, сыграть-то можно: Думал, что ж её беречь… 2 танкист: Да-а, дружок, .вот в этой башне Он сидел в бою вчерашнем… 1 танкист: Трое были мы- друзья. Тёркин: Да, нельзя так уж нельзя. Я ведь сам понять умею… Я вторую, брат, войну… И ранение имею, И контузию одну. 1 танкист Знаешь, что? Ну сыграй ты, шут с тобой! (Тёркин играет) Регулировщица; Хорошо! Зовёт куда-то, Далеко, легко ведёт… (вальсирует под звуки мелодии «Случайного вальса») От одной гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой… (Раздаётся команда : «По машинам!») 1 танкист: Нам теперь стоять в ремонте, У тебя маршрут иной… Тёркин: Это точно! 2 танкист: А гармонь-то, знаешь, что, бери с собой! 1 танкист: Забирай, играй в охоту, В этом деле ты - мастак! Весели свою пехоту… Тёркин: Что вы, братцы, как же так? Я не к этому, учтите… 1танкист: Так и будет. Ничего… Командир был наш любитель, Это память про него…
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранности хотя бы части населения этого большого города…» Весь Ленинград, как на ладони, С горы Вороньей виден был. И немец был: с горы Вороньей Из дальнобойной «Берты» бил. Прислуга в землю «Берту» врыла Между корней, Между камней. И, поворачивая рыло Отсюда «Берта» била, била Все 900 блокадных дней. Без перерыва В голод, в горе, В ребячий выкрик, В хлеб и соль. В последний свет В последнем взоре, В его отчаянье и боль, В его последнее решенье, В его: «Умрём, но не сдадим!!» И над открытою мишенью Ревел огонь, Клубился дым. (инсценирование рассказа «Таня Савичева») Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших Ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать, а утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет: «Женя умерла. 28 декабря 1941 года в 12.30 утра» Женя – это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет: «Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня» Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года» Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву»В». Читаем: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942 год» Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на обратной стороне листа. «Дядя Лёша умер. 10 мая в 4 часа дня. 1942 год» Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама умерла. 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год» Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли» Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все» Посидела. Посмотрела на дневник, открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась Таня» Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским. Плакали люди, странички читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник – это боль Ленинграда. Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это повториться!» Чтобы помочь городу на Неве, его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. (инсценировка «Санитарка») Чтец: Только что пришла с передовой, Мокрая, замёрзшая и злая, А в землянке нету никого, И, конечно, печка затухает. Санитарка: Так устала – руки не поднять, Не до дров согреюсь под шинелью. Прилегла. Но слышу, что опять По окопам немцы бьют шрапнелью. Из землянки выбегаю в ночь. А навстречу те, кому помочь Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною рядом будет, Мимоходом:»молодец, сестра!»- Крикнут мне товарищи в награду (бойцы на носилках вносят раненную санитарку) Чтец: На носилках, около сарая, На краю отбитого села Санитарка шепчет, умирая: «Я ещё, ребята, не жила…» И бойцы вокруг неё толпятся. И не могут ей в глаза смотреть. 1 боец: «Шестнадцать – это лишь шестнадцать, Но ко всем неумолима смерть…» Чтец: Через много лет в глазах любимой, Что в его глаза устремлены, Отблеск зарев, колыханье дыма Вдруг увидит ветеран войны. Вздрогнет он и отойдёт к окошку, Закурить пытаясь на ходу. Подожди его, жена, немножко,- В сорок первом он сейчас году. Здесь, где возле чёрного сарая На краю отбитого села. Девочка лепечет, умирая: «Я ещё, ребята, не жила!» (Исполняется песня «Женька») Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину, свободу. В 17 км от Риги находился детский концлагерь Саласпилс. В нём уничтожили сто тысяч человек, в том числе семь тысяч детей. Их свозили сюда в основно зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную операцию в партизанских районах Белоруссии. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Рассказывает свидетель Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей». У всех у них – и у годовалых, и у десятилетних – регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял армии лагерь. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. … На поле, где был Саласпилский лагерь, теперь мемориальный ансамбль – четыре огромные скульптурные группы. Одна из них называется «Мать» - гранитная женщина, заслонившая собой детей. Слева от неё бетонной плитой обозначено место, где находился детский барак. На плите высечены домики и человечики – такие рисовали на песке саласпилские дети. (исполняется песня «Саласпилс»)
В обителях смерти молчат о смерти И только крик, Парит и кружит под крышею блока: - Жить! Тяга к жизни – сорняк живучий – Даёт нам силу Сломить бессилие. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. О творимых беззакониях и поистине зверском обращении рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря): «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи… Они прикрыли жизнь собою, Жизнь начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зелёная трава. И вновь весна… и солнце светит ясно Вот детский смех послышался вдали… Но кто сказал, что жили вы напрасно? Кто так сказал, не знал, наверно, горя. И не ведал он материнских слёз, Не видел он могил и после боя, Не видел тех, кто это перенёс. Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя. Сегодня у нас в гостях те, кто в годы Великой Отечественной войны были подростками, девушками. Но тяжесть войны коснулась и их хрупких плеч. Приди, мой друг, поговори со мной И расскажи мне о былых тревогах. Поведай мне о жизни тыловой, Приди, мой друг, поговори со мной. Слово предоставляется ветеранам тыла: Шакуровой Анзии Хайдаровне, Хабибуллиной Надии Каюмовне, Ахмадуллиной Розе Исхаковне. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово "фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин другого орудия. В Горьком, Куйбышеве славятся пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шьют для армии белье, платки, гимнастерки. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники. Только в одном Всесоюзном воскреснике "Пионеры-Фронту" приняли участие больше 3 миллионов пионеров. На средства пионеров построены танки, самолеты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам. С честью сражается летчик-орденоносец Цыганков на истребителе "Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамасских пионеров летчик Максименко. На истребителе "Арзамасский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно. Немало раздавил и расстрелял фрицев танк "Горьковский пионер”; доблестно громила врагов у Ржева, Орла, Севска танковая колонна "Московский пионер”. Забота о детях была важной задачей руководства страны. К концу войны выходит все больше постановлений, направленных на защиту детей. Вот эти строки стихотворения Киршиной выражают патриотические чувства наших соотечественников в то время. «… Детей от муки небывалой Спасает родина моя. Для всех беспомощных и малых Она – защита и семья. Еще на западе раскаты Военной бури небо рвут, Но здесь, у нас, должны ребята Найти и ласку, и приют. Надежный свет родного крова, И материнских рук тепло, Чтоб детство, раненное снова, Улыбкой ясной расцвело». Война потребовала мобилизации всех сил трудовых ресурсов страны. Миллионы мужчин ушли на фронт. Дети и подростки с первых дней войны осознали и почувствовали, что родине нужны и их детские руки. Пионеры и школьники Татарии приняли активное участие в движении «Пионеры – фронту!» Только в 1943 году пионеры и школьники Арского района собрали на каждого не менее 5 кг верхушек картофеля, по 3 ведра золы, 2,5 кг птичьего помёта. Под их шефством находилось 502 жеребёнка и телёнка. Горячо отозвались на призыв о помощи освобождённым районам пионеры нашего района. Школы Арского района собрали более 40 000 рублей, сотни книг и посуды. Дети детство узнали в руинах домов. Эту память вовек не убить. Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить!
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.