Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
katsi87


Главная » Сценарии » Другие сценарии

Сценарий историко-литературной музыкальной композиции "Дети военной поры" для учащихся 5-11 классов

Скачать (83.0 Kb) 20.01.2013, 11:23
Ракова Фарида Талгатовна
Педагог-организатор МБОУ "Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа" Арского района РТ
МБОУ "НИЖНЕМЕТЕСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



(Историко-литературная, музыкальная композиция
для учащихся 5-11 классов)

ПЕДАГОГ – ОРГАНИЗАТОР РАКОВА ФАРИДА ТАЛГАТОВНА

Вступительное слово ведущего. Человечество знает немало исторических событий и дат, оставивших глубокий след в сердцах людей. Одним из самых знаменательных событий явилась победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
На расстоянии времени, истекшей после майских салютов 1945 года, значение великой победы советского народа с каждым днем проступает все ярче. В этой кровавой схватке народа социалистической страны с ударными силами империализма решалась судьба Отечества, социализма, будущее человечества.
Долог и труден был путь советского народа к этой победе. Она далась нашей стране дорогой ценой. На фронте каждые сутки в сражениях обрывалась жизнь 17 тысяч человек. Советский Союз в этой войне потерял 20 миллионов сыновей и дочерей.
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь между тем, эту категорию мирных граждан можно несколько расширить. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших у нас не принято говорить, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших.

Его узнал я не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сирены тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(А.Йоффе)
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем краю и в глубоком тылу.
(звучит фонограмма «Священная война»)
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Да, 21 июня 1941 года всё было так же, как всегда. Люди творили, работали, воспитывали детей. Но обрушился на страну этот день 22 июня, и разделил жизнь и судьбу каждого надвое. Всё, что случилось в пятницу, в субботу, стало уже не «вчера», не «позавчера», а «до войны». Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны.
(инсценирование, «Брестская крепость»)
Брестская крепость стоит на границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.
Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов не сдаётся, сражается Брестская крепость.
Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости.
Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.
- Воды!
- Воды! - несется над крепостью.
Нашёлся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, ещё один отважный вперёд ринулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.
От этого места недалеко лежал пулемётчик. Строчил, строчил пулемёт, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемёт. И пулемёту нужна вода.
Посмотрел пулемётчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулемётный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.
Видит, санитарка ползёт к ним. Ползёт по-пластунски, змейкой к земле прижимается. Всё ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили её друзья.
- Водицу принесла!
- Герой
- Молодчина!
Смотрят солдаты на воду. От жажды в глазах мутится. Посмотрела на бойцов, на иссохшие губы, на жар в глазах.
- Подходи, - произнесла санитарка.
Шагнули бойцы вперёд, да вдруг…
- Братцы, её бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос…
Остановились братцы.
- Конечно, раненым!
- Верно, тащи в подвал!
Отрядили солдаты девушку в повал. Понесла она воду в подвал, где лежали раненые.
- Братцы,- сказала,- водица…
Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взяла девушка кружку, осторожно налила на донышко, смотрит кому бы дать. Видит, солдат в бинтах, весь в крови.
- Получай,- протянула она солдату кружку.
Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:
- Нет, не мне, - произнёс солдат.- не мне. Детям тащи, родимая.
- Детям! Детям!- послышались голоса.
Понесла сестрица воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины, и дети – жёны и дети военнослужащих.
Спустилась санитарка в подвал, где были дети.
- А ну, подходи, - обратилась она к ребятам. – подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает кружку.
Смотрят ребята – в кружке вода.
- Вода!
Бросились дети к воде, к санитарке.
Смотрит девушка6 кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
-На, - протянула малышу.
Посмотрел малыш на санитарку, на воду..
-Папке,- сказал малыш,- он там, стреляет.
-Да пей же, пей,- улыбается девушка.
- Нет,- покачал головой мальчишка. – Папке.- так и не выпил ни глотка воды. И другие за ним отказались. Вернулась санитарка к своим. Рассказала про детей, про раненных. Отдала она воду пулемётчику.
Посмотрел пулемётчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемёт.
Прикрыл пулемётчик бойцов огнём. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненных»
(Исполняется песня «Надежда Бреста»
На плече твоем сумка тяжёлая.
В ней лекарства, бинты и вода.
Через рвы и воронки снарядные
Пробиралась ты чудом сюда.
Пробиралась к защитникам крепости
Средь обломков и каменных груд.
Ничего о тебе не узнали мы,
Только знали, что Надей зовут.
Где робели самые смелые,
Ты ползла на рубеж огневой.
И солдата, от ран умиравшего,
Ты поила водою живой.
Пробиралась к защитникам крепости
И светлей становилось впредь.
И упорней сражался пылающий,
Но врагу не сдававшийся Брест.
Помню синий твой взор под косынкою,
Помню косы, сплетённые в жгут.
Ничего о тебе не узнали мы,
Только знали, что Надей зовут.
Но, когда ты, вставая и палая,
В нашу крепость под пулями шла.
Ты не только Надюшею, Надею,
Ты надеждою Бреста была.

(инсценировка отрывка из поэмы «Василий Тёркин»)
Чтец: По дороге прифронтовой
Запоясан как в стрю,
Шёл боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый
Роту первую свою.
Тёркин: - Ох, машин, машин без счёта…
Чтец: Пробка. Стой! Мороз остёр…
1 танкист: Эй, гляди, замёрз, пехота,
Щеки снегом бы натёр.
Далеко ль?
Тёркин: «На фронт обратно.
Руку вылечил…»
2 танкист «Понятно!
1 танкист: Не герой ?
Тёркин: Покамест нет.»
Танкист: Доставай тогда кисет
(закуривают)
Тёркин: Вот беда! Во всей колонне
Завалящей нет гармони.
А мороз – ни встать, ни сесть.
1 танкист 6 Да гармонь-то, знаешь, есть…
Тёркин; Так сыграть бы на дорожку?
2 танкист : Да сыграть оно б не вред…
Тёркин: В чём же дело, чья гармонь?
1 танкист: Чья гармонь, того, брат, нет…
Тёркин: Так… Понятно, друг дорожный.
Извини. Некстати речь.
Я считал, сыграть-то можно:
Думал, что ж её беречь…
2 танкист: Да-а, дружок, .вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем…
1 танкист: Трое были мы- друзья.
Тёркин: Да, нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею…
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
1 танкист Знаешь, что?
Ну сыграй ты, шут с тобой!
(Тёркин играет)
Регулировщица; Хорошо! Зовёт куда-то,
Далеко, легко ведёт…
(вальсирует под звуки мелодии «Случайного вальса»)
От одной гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
(Раздаётся команда : «По машинам!»)
1 танкист: Нам теперь стоять в ремонте,
У тебя маршрут иной…
Тёркин: Это точно!
2 танкист: А гармонь-то, знаешь, что, бери с собой!
1 танкист: Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты - мастак!
Весели свою пехоту…
Тёркин: Что вы, братцы, как же так?
Я не к этому, учтите…
1танкист: Так и будет. Ничего…
Командир был наш любитель,
Это память про него…

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.
Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранности хотя бы части населения этого большого города…»
Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец был:
с горы Вороньей
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла
Между корней,
Между камней.
И, поворачивая рыло
Отсюда «Берта» била, била
Все 900 блокадных дней.
Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль.
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянье и боль,
В его последнее решенье,
В его: «Умрём, но не сдадим!!»
И над открытою мишенью
Ревел огонь,
Клубился дым.
(инсценирование рассказа «Таня Савичева»)
Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших Ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать, а утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.
Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:
«Женя умерла. 28 декабря 1941 года в 12.30 утра»
Женя – это сестра Тани.
Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:
«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня»
Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву»В». Читаем:
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942 год»
Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на обратной стороне листа.
«Дядя Лёша умер. 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»
Вот страница с буквой «М». Читаем:
«Мама умерла. 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год»
Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет:
«Савичевы умерли»
Открывает страницу на букву «У». Уточняет:
«Умерли все»
Посидела. Посмотрела на дневник, открыла страницу на букву «О». Написала:
«Осталась Таня»
Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, странички читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это повториться!»
Чтобы помочь городу на Неве, его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях.
(инсценировка «Санитарка»)
Чтец: Только что пришла с передовой,
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Санитарка: Так устала – руки не поднять,
Не до дров согреюсь под шинелью.
Прилегла. Но слышу, что опять
По окопам немцы бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь.
А навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною рядом будет,
Мимоходом:»молодец, сестра!»-
Крикнут мне товарищи в награду
(бойцы на носилках вносят раненную санитарку)
Чтец: На носилках, около сарая,
На краю отбитого села
Санитарка шепчет, умирая:
«Я ещё, ребята, не жила…»
И бойцы вокруг неё толпятся.
И не могут ей в глаза смотреть.
1 боец: «Шестнадцать – это лишь шестнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…»
Чтец: Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдёт к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко,-
В сорок первом он сейчас году.
Здесь, где возле чёрного сарая
На краю отбитого села.
Девочка лепечет, умирая:
«Я ещё, ребята, не жила!»
(Исполняется песня «Женька»)

Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину, свободу.
В 17 км от Риги находился детский концлагерь Саласпилс.
В нём уничтожили сто тысяч человек, в том числе семь тысяч детей. Их свозили сюда в основно зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную операцию в партизанских районах Белоруссии.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Рассказывает свидетель Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».
У всех у них – и у годовалых, и у десятилетних – регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял армии лагерь.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
… На поле, где был Саласпилский лагерь, теперь мемориальный ансамбль – четыре огромные скульптурные группы. Одна из них называется «Мать» - гранитная женщина, заслонившая собой детей. Слева от неё бетонной плитой обозначено место, где находился детский барак. На плите высечены домики и человечики – такие рисовали на песке саласпилские дети.
(исполняется песня «Саласпилс»)

В обителях смерти молчат о смерти
И только крик,
Парит и кружит под крышею блока:
- Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Даёт нам силу
Сломить бессилие.
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.
О творимых беззакониях и поистине зверском обращении рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря): «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.
Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
И вновь весна… и солнце светит ясно
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя.
И не ведал он материнских слёз,
Не видел он могил и после боя,
Не видел тех, кто это перенёс.
Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются.
Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя.
Сегодня у нас в гостях те, кто в годы Великой Отечественной войны были подростками, девушками. Но тяжесть войны коснулась и их хрупких плеч.
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах.
Поведай мне о жизни тыловой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
Слово предоставляется ветеранам тыла: Шакуровой Анзии Хайдаровне, Хабибуллиной Надии Каюмовне, Ахмадуллиной Розе Исхаковне.
Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово "фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин другого орудия. В Горьком, Куйбышеве славятся пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шьют для армии белье, платки, гимнастерки. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники. Только в одном Всесоюзном воскреснике "Пионеры-Фронту" приняли участие больше 3 миллионов пионеров.
На средства пионеров построены танки, самолеты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам.
С честью сражается летчик-орденоносец Цыганков на истребителе "Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамасских пионеров летчик Максименко. На истребителе "Арзамасский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно. Немало раздавил и расстрелял фрицев танк "Горьковский пионер”; доблестно громила врагов у Ржева, Орла, Севска танковая колонна "Московский пионер”.
Забота о детях была важной задачей руководства страны. К концу войны выходит все больше постановлений, направленных на защиту детей. Вот эти строки стихотворения Киршиной выражают патриотические чувства наших соотечественников в то время.
«… Детей от муки небывалой
Спасает родина моя.
Для всех беспомощных и малых
Она – защита и семья.
Еще на западе раскаты
Военной бури небо рвут,
Но здесь, у нас, должны ребята
Найти и ласку, и приют.
Надежный свет родного крова,
И материнских рук тепло,
Чтоб детство, раненное снова,
Улыбкой ясной расцвело».
Война потребовала мобилизации всех сил трудовых ресурсов страны. Миллионы мужчин ушли на фронт. Дети и подростки с первых дней войны осознали и почувствовали, что родине нужны и их детские руки. Пионеры и школьники Татарии приняли активное участие в движении «Пионеры – фронту!» Только в 1943 году пионеры и школьники Арского района собрали на каждого не менее 5 кг верхушек картофеля, по 3 ведра золы, 2,5 кг птичьего помёта. Под их шефством находилось 502 жеребёнка и телёнка. Горячо отозвались на призыв о помощи освобождённым районам пионеры нашего района. Школы Арского района собрали более 40 000 рублей, сотни книг и посуды.
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить.
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить!

(исполняется песня «Бухенвальдский набат»)


Категория: Другие сценарии | Добавил: Dushechka
Просмотров: 8980 | Загрузок: 773 | | Рейтинг: 5.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.