МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ
Сценарий для школьного театра по мотивам одноименной сказки Эдуарда Успенского
Действующие лица:
Люся Брюкина, третьеклассница, учительница мехового интерната
Кира Тарасова, ее одноклассница и подружка
Киселев, их одноклассник.
Учительница в школе.
Две тетушки – комиссия из Министерства
Барсук - Директор мехового интерната Мехмех
Меховые интернатники:
Сева Бобров
Ласка Фиалка
Тушканчик Кара-Кусек
Горностай Снежная Королева
Бурундуковый Боря
Австралийский Плюмбум-Чоки
Охотник Темнотюр
Сторож в дачном поселке
Действие 1
Сцена 1
На сцене появляется девочка Люся, читает объявление.
МЕХОВОМУ ИНТЕРНАТУ НУЖНА УЧИТЕЛЬНИЦА
ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ПИСЬМА.
ПРИГЛАШАЮТСЯ ДЕВОЧКИ ИЗ ТРЕТЬЕГО – ЧЕТВЕРТОГО
КЛАССОВ. ЗАНИМАТЬСЯ БУДУТ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ.
ОПЛАТА ХЕНДРИКАМИ, СКОЛЬКО ДОГОВОРИМСЯ.
Появляется Барсук.
БАРСУК: Здравствуйте! Вы по объявлению пришли, или просто так?
ЛЮСЯ: Это очень интересно. Но я хотела бы посмотреть учеников.
БАРСУК: Сейчас я Вам их покажу. (Достает из кармана фотографию). А пока, может быть, пройдем в мой кабинет? (Барсук садится за письменный стол).
БАРСУК: Вполне достойные интернатники.
ЛЮСЯ: Очень достойные интернатники. И они будут меня слушаться?
БАРСУК: А как же? А то им не дадут большой разлинованной Хвалюндии в конце года.
ЛЮСЯ: Тогда другое дело! Тогда я согласна.
БАРСУК: Остается только договориться об оплате. Я думаю, четыре хендрика — это нормальная плата.
ЛЮСЯ: Нормальная. Для начала. А потом посмотрим.
БАРСУК: Может, чаю хотите помидорового?
ЛЮСЯ: Нет, спасибо.
БАРСУК: А то, если желаете, я могу угостить вас свежевымытой картошкой.
ЛЮСЯ: Мне что-то сейчас не хочется свежевымытой картошки.
БАРСУК: У меня еще есть засахаренная красная свекла для самых важных гостей. Давайте откроем кругляшок.
ЛЮСЯ: Я обожаю засахаренную свеклу, но не следует открывать. Отложим до другого раза.
БАРСУК: Значит, я жду вас в следующее воскресенье в десять. Интернатники как раз прибудут и будут готовы. Простите, а как вас зовут?
ЛЮСЯ: Люся Брюквина.
БАРСУК: Прекрасная фамилия. Очень аристократическая.— Он с удовольствием повторил: — Люся Брюквина! А меня зовут Мехмех.
ЛЮСЯ: Мехмех? А отчество?
БАРСУК: Мехмех это и есть с отчеством. Потому что полностью я — Меховой Механик.
Сцена 2
БАРСУК: Здравствуйте, уважаемая девочка! Ваши ученики ждут вас.
ЛЮСЯ: Здравствуйте, Меховой Механик.
БАРСУК: Не надо церемоний. Зовите меня просто дир! Ваш урок начинается через десять минут. Идемте, я вам дам чашку картофельного кофе и ознакомлю с Главным Бумажным Получальником.
БАРСУК (протягивает классный журнал): Вот. Это Бумажный Получальник. Вы умеете им пользоваться?
ЛЮСЯ: Я видела такие.
БАРСУК: Здесь стоят получалки для учеников. Ваша страница — письмо и поведение. Вверху три пятерки, три четверки, три тройки. И две двойки. Когда интернатник вам отвечает, вы вписывайте его фамилию в графу. К пятерке, четверке или тройке. К двойкам лучше не вписывать. Но тоже можно.
ЛЮСЯ: А не проще ли наоборот? Написать фамилии интернатников, а отвечалки ставить напротив фамилий?
БАРСУК: Не отвечалки, а получалки. У нас раньше так и было. Но это портит успеваемость и отвечаемость. Всегда можно поставить лишнюю двойку или пару троек. Они сразу снизят уровень показателей. А так норма отметок выполнена, раз и навсегда. Остается только вписывать фамилии отвечателей.
ЛЮСЯ: А много у вас преподавателей, уважаемый Механик?
БАРСУК: Нет. Двое. Я и вы. Я не стремлюсь к увеличению преподавательского состава. Больше зарплаты достанется оставшимся.Все. Пора включать начинальник. (Звенит звонок).
Сцена 3
Барсук и девочка Люся входят в класс. Все ученики встают.
БАРСУК: Дорогие ученики, уважаемая девочка Люся будет учить вас поведению и письму. Прошу любить и жаловать! Имена учеников записаны на обложке журнала. Мне пора.
Барсук уходит.
ЛЮСЯ: Милые интернатники! Давайте знакомиться. Меня зовут Люся. Я буду у вас учительница. Я учусь в четвертом классе. Я буду преподавать вам поведение и письмо. Сейчас вы покажете мне, что вы умеете. Это сделает Сева Бобров.
Бобер Сева Бобров выходит к доске.
СЕВА БОБРОВ: Я умею перепиливать чурки. (показывает два огрызка).
ЛЮСЯ: Очень хорошо. А теперь вы возьмите мел и напишите свое имя и фамилию.
Сева Бобров подходит к доске и пишет:
БАБ РОВ СЕ ВА.
ЛЮСЯ: Хорошо. А скажите, пожалуйста, что вы возьмете с собой, если вы идете в гости?
СЕВА БОБРОВ: В гости?
ЛЮСЯ: Да, в гости. Причем к новым знакомым.
СЕВА БОБРОВ: Репу.
ЛЮСЯ: Репу?! Нет. Это что-то другое. Они растут на клумбах… Бывают разного цвета…
СЕВА БОБРОВ: Я все понял. Если я пойду в гости, я возьму кормовую брюкву.
ЛЮСЯ: Отлично, продолжаем знакомиться.
Сева Бобров садится на место.
ЛЮСЯ: Сейчас напишет свое имя интернатница… Фю… Фью… Алый Язычок. Странное какое-то имя.
СЕВА БОБРОВ: Можно я скажу?
ЛЮСЯ: Да, Сева.
СЕВА БОБРОВ: Ее зовут Фью-алка, или Свись-алка.
ЛЮСЯ: Почему Свись-алка? Она свисает откуда-нибудь?
СЕВА БОБРОВ: Она ниоткуда не свисает. Просто у нее такое имя, что надо сначала свистнуть, а потом показать что-нибудь красное. Например, язык. Это по-нашему, по-меховому.
ЛЮСЯ: Спасибо, Сева. Это очень красивое имя, Фьюалка. У нас есть такие цветы — фиалки. Я их очень люблю. Прошу вас сюда. Напишите свое имя.
Ласка Фиалка выходит к доске и пишет.
ЛЮСЯ: А что вы возьмете, если пойдете в дом к новым знакомым?
ФИАЛКА: Я возьму книги.
ЛЮСЯ: Спасибо, вы свободны, Фиалка. Теперь к доске пойдет Кара-Кусек.
Тушканчик Кара-Кусек выходит к доске.
ЛЮСЯ: Напишите, пожалуйста, свое имя.
Тушканчик написал правильно:
КАРА-КУСЕК.
ЛЮСЯ: А что вы возьмете, если пойдете в гости к новым знакомым?
КАРА-КУСЕК: Капусту. Три кочана.
ЛЮСЯ: А если они не люблю капусты?
КАРА-КУСЕК: Я сам съем.. Чтобы она не пропадала.
ЛЮСЯ: Вы свободны, Кара-Кусек. К доске пойдет Бурундуковый Боря.
Бурундуковый Боря выходит к доске.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Возьмите мел, уважаемый интернатник, и напишите, как вас зовут.
Бурундучок пишет:
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Хорошо. А теперь напишите, сколько вам лет.
Бурундуковый Боря опускает голову и молчит.
СЕВА БОБРОВ: Он хочет сказать, что ему нечем писать. Он мел съел.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Это от хулиганства?
СЕВА БОБРОВ: От застенчивости. И от того, что он растет.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Что же мы будем делать?
КАРА-КУСЕК: Давайте в валилки играть! Или в скакалки.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Ни в какие валилки мы играть не будем. Мы продолжим занятия. У кого есть мел?
СЕВА БОБРОВ: У меня в спальне. Можно я принесу?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Хорошо. А Бурундуковый Боря сейчас расскажет нам стихотворение.
Сева Бобров выходит.
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Сева Бобров возвращается.
СЕВА БОБРОВ: Вот. (Протягивает мел)
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Где ты его взял?
СЕВА БОБРОВ: Он у меня в зимних ходилках лежал.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Зачем?
СЕВА БОБРОВ: Мы хотели, чтобы считальный урок отменили. И спрятали в ходилки.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: И что? Отменили урок?
СЕВА БОБРОВ: Нет. Не отменили. Мехмех проверялку устроил. Меня в двоечный раздел записали.
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: И меня! (Тянет в рот мел).
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Подожди, не ешь. Напиши, сколько тебе лет.
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: В какой системе? В меховой или в людовецкой?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: В какой такой «людовецкой»?
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: В людовецкой — это в какой люди считают.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Напиши в людовецкой, то есть в человеческой.
Бурундуковый Боря написал:
В ЛЮДОВЕЦКОЙ С. МИНЕ СИЧАС 8 ЛЕТ.
В МЕХОВОЙ С. МИНЕ СИЧАС 16 ЛЕТ.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Может, ты что-то напутал? Как может быть два возраста? При чем тут меховая система?
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Девочка Люся, ведь у собак, которые у вас живут, два возраста. Собаческий и человеческий. Ведь правильно?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Правильно. Мой папа говорил: «Нашему Шаху восемь лет. Его года надо умножить на семь. Тогда мы узнаем его человеческий возраст. Получается, что ему пятьдесят шесть. Он уже пенсионер».
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: И у нас два возраста. Для людей и для нас.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Я поняла, чтобы узнать ваш возраст, ваши года нужно поделить на два.
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Мы живем долго и долго вырастаем. Поэтому нам много лет, а мы еще маленькие.
Распахивается дверь, входит Барсук.
БАРСУК: Перерыв! Перерыв! Не перегружайте детенышей, пожалуйста. Устройте им игры на свежем кислороде.
ЛЮСЯ: Хорошо. Только я закончу урок! Дорогие интернатники! Если вы идете в гости в какой-нибудь дом и идете в первый раз, вы должны взять с собой цветы. Не книги. Не репу с брюквой. И даже не дрова. А, я подчеркиваю, ЦВЕТЫ. А теперь перерыв!
Действие 2
Сцена 1
Класс в обычной человеческой школе. За партой сидит девочка Люся и ее подруга Кира Тарасова. За ними – их одноклассник Киселев. У доски Учительница объясняет новый материал.
КИРА ТАРАСОВА (шепотом): У нас два дня космонавты жили. Титов и Кубасов. Кубасов, он моему папе брат. Они ванну принимали в скафандрах.
КИСЕЛЕВ: Как в скафандрах? В скафандрах в воду лазили? Так они же сухие оставались тогда. Ведь скафандры воду не пропускают.
КИРА ТАРАСОВА: Нет, вы не поняли. Они не в ванну в скафандрах лазили. Они в скафандрах ванну принимали. То есть теплую воду в скафандр наливали и ходили. Получается стоячая ванна. И сразу физкультура. Потому что в такой ванне по квартире походишь — сразу нагрузка. И проверка для костюма космического. Не протекает ли где.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Я вижу, на третьей парте бушуют страсти. Поэтому я прощу Тарасову пойти к доске.
Кира Тарасова выходит к доске.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Если я правильно помню, мы проходили склонение числительных. Прошу просклонять «полторы бочки варенья».
КИРА ТАРАСОВА: Именительный — кто, что? Полторы бочки варенья. Родительный — кого, чего? Полторы бочки варенья. Винительный — кого, что? Полторы бочки варенья. Творительный — кем, чем? Полторем бочкем вареньем. Предложный — о ком, о чем? О полтором бочком варенья.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Блистательный ответ. Получается так, что дикий человек пришел сюда в класс и пытается изъясняться на малознакомом русском языке. «Чем вы гордитесь?» — «Полторой бочкой варенья».— «Чем, чем?» — «Полторем бочкем». Прэлестно!.. Кто скажет, как правильно? Ну-ка, Брюкина, чем мы гордимся?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Полторами бочками варенья.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Спасибо. Тоже дикая девочка. Не полторами, а полутора. Неужели так трудно запомнить одно простое правило. В именительном, винительном пишем полторы. В остальных падежах мы пишем полутора. Садись, Тарасова, два.
Сцена 2
На сцене Барсук, он что-то помешивает в тазике. Появляется девочка Люся.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Здравствуйте!
БАРСУК: Здравствуйте, уважаемая сотрудница.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Осень. Хлопотное время для садовода.
БАРСУК: При чем тут садоводство? Это я варенье варю.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Наверное, у вас ягод много. Пропадают.
БАРСУК: Ягоды? Я овощное варенье варю. Помидорно-капустное.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Это входит в ваши обязанности как дворника или как директора?
БАРСУК: Как врача.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Почему как врача?
БАРСУК: Потому что Австралийский Плюмбум-Чоки заболел. Его надо лечить.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: А кто это?
БАРСУК: Это наш интернатник, родом из Австралии. Его надо ставить на ноги, а у меня ни одного хендрика нет. Не пришли еще.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ:А чем же болен Австралийский Плюмбум-Чоки?
БАРСУК: Лежит с температурой. Знаете что, Мехмех, я пойду на свою дачу. Там есть аптечка с лекарствами. Я принесу аспирин или анальгин. Они понижают температуру.
БАРСУК: Пожалуйста, помогите нам, девочка Люся.
Сцена 3
Прибегают меховые интернатники, просятся с девочкой Люсей на ее дачу. Все они бегают по сцене, играют друг с другом, пока Люся не достает с полочки лекарство. Затем на сцену выходит охотник Темнотюр, и все звери внезапно замирают, как и игре замри.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Что с Вами, друзья мои?
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Тише! Это охотник Темнотюр! Он очень нападательный!
Звери гуськом, в полной тишите совершают круг по сцене и возвращаются в класс, где их ждет Барсук и замотанный в шаль Австралийский Плюмбум-Чоки.
Сцена 4
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Здравствуй, Австралийский Плюмбум-Чоки!
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Здравствуйте, учительница Люся! Мне дир очень хвалил вас. Эту круглую штучку надо глотать?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Да, будь добр.
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Ладно. Проглочу эту пуговичку. А то я совсем в жару. (Глотает). Ой, мне уже лучше!
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Может быть, тогда выйдешь к доске?
Австралийский Плюмбум-Чоки у доски.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Сегодня мы будем проходить… будем… мы будем разбирать предложение на составные части. Возьмем хотя бы такое предложение. Возьмите ваши тетрадки и запишите такое предложение.
КАРА-КУСЕК: Учительница девочка Люся, а что такое тетрадки?
Девочка Люся показывает тетрадку.
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Учительница девочка Люся, мы не знали, что это называется тетрадка. Мы называем это — листалка. Бывает листалка в клетку, а бывает в ромбик или в горошек. Какую достать?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Дорогие интернатники, достаньте листалки в клеточку. И возьмите писалки. И напишите в листалках такое предложение:
ГРУЗОВИК ЕДЕТ.
Из каких частей состоит это предложение?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Из двух частей. Из действователя и действа.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Правильно. А теперь мы расширим это предложение и запишем его так:
СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ.Из каких частей оно состоит?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Из… из… из вот каких. Из грузовика и поселка.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: И все?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Нет не все. .Еще из колес, из кузова, из кабины, из шофера, из дач, из много-много дров…
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Ты ничего не забыл?
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Он шины забыл!
КАРА-КУСЕК: Еще горин!
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Какой такой «горин»?
КАРА-КУСЕК: Который в моторе горит. Без него машина не уедет.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Нет, дорогие интернатники, это мы с вами никуда не уедем, если так будем предложение разбирать на части. Как мы уже выяснили, в этом предложении есть действователь — «грузовик» и действо, то есть действие,— «едет». В моей людовецкой школе действователь называют подлежащим, а действование — сказуемым. А что можно сказать о слове «синий»? Какой это член предложения?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Синий.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Это определение. Это слово определяет, какой грузовик. Описывает его. Рассказывает о нем. Характеризует его. Понятно?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Понятно.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Значит, как называется этот член предложения?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Характеризователь.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Допустим… Есть еще характеризователи в предложении?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Есть. Слово «дачный».
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Правильно. А больше нет?
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Больше нет.
СЕВА БОБРОВ: Нет , есть.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Да? Какие же?
СЕВА БОБРОВ: Там дрова березовые. Я сам видел.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Что ты там видел, не имеет значения. Имеет значение то, что написано на доске. А на доске нет такого характеризователя — «березовые». Хотя… Каких характеризователей еще нет на доске? Пусть, кто знает, скажет.
СЕВА БОБРОВ: А можно про дрова?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Конечно, можно.
СЕВА БОБРОВ: Они невкусные.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Почему?
СЕВА БОБРОВ: Потому что березовые. Если бы осиновые, были бы вкуснее.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Я не пробовала ни осиновых, ни березовых, но я тебе верю. Еще что мы можем сказать о грузовике и о поселке? Вот вы скажите, Ласка Фиалка. Хотя бы про шофера. Что мы можем про него сказать?
ЛАСКА ФИАЛКА: Что он холостой.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Почему?
ЛАСКА ФИАЛКА: Потому что он дрова возит.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: А что? Она права.У нас на дрова всегда молодежь бросают. И на уголь. И на снег. А солидные водители возят дорогие товары. Мой папа, например, хендрики возит.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Все. У нас хватит характеризователей. Теперь мы вставим их в предложение. Вот что получится:
СИНИЙ И СИЛЬНЫЙ ГРУЗОВИК С МОЛОДЫМ ХОЛОСТЫМ ШОФЕРОМ ЕДЕТ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ С БЕРЕЗОВЫМИ НЕВКУСНЫМИ ДРОВАМИ.
А сейчас к доске пойдет Снежная Королева.
Снежная Королева выходит к доске.
ЛЮСЯ: Напишите, пожалуйста, такое предложение:
«Снежная Королева любит танцевать».
Снежная Королева пишет:
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА НЕ ЛЮБИТ ТАНЦЕВАТЬ.
ЛЮСЯ: Хорошо! Напишите еще: «Вчера Снежная Королева играла с маленькой сестренкой».
Снежная Королева пишет:
ВЧЕРА СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА ВЫСЛЕЖИВАЛ ТЕМ-НОТЮРА.
ЛЮСЯ: Я же просила вас написать, что вы играли с маленькой сестренкой.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Я не играла с маленькой сестренкой. У меня нет сестренки.
ЛЮСЯ: Напишите вот что:
«Сегодня ярко светит солнце и желтеют одуванчики».
СЕВА БОБРОВ: Как же она может написать, что желтеют одуванчики, когда они завяли? Они ж не желтеют. И солнце совсем не «очень яркое». А так себе солнце.
КАРА-КУСЕК: Осень же! Осень на дворе! Вы что?!
Звенит звонок.
Сцена 5
БАРСУК: Пройдемте ко мне в кабинет, девочка Люся. Надо оценить первый день работы. Как прошли ваши уроки?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Хорошо. Но под конец они взбунтовались.
БАРСУК: Как так?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Надо было написать предложение: «Сегодня ярко светит солнце и желтеют одуванчики». А они отказались.
БАРСУК: А разве они желтеют? Да и солнце не очень яркое… Я вам объясню, в чем дело. У наших интернатников плохо обстоят дела с обманизмом.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: С чем?
БАРСУК: С обманизмом. Они обманывать не умеют. Всегда говорят правду. Мы даже в интернатскую программу такой предмет ввести хотели обманизм… сочинизм. Но преподавателя найти не можем. Кстати, вы не могли бы взяться?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Нет. Это не для меня.
БАРСУК: Может, вы кого-нибудь порекомендуете?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Я подумаю. Это очень сложное дело — обманизм. Нас всегда учили говорить правду.
БАРСУК: Но не врагам. А наши малыши даже охотнику Темнотюру правду скажут. Он их спросит: «Где ваши старшие?» Они ответят: «Их нет. Матушка Соня в ночевальне спит. А Меховой Механик в тоннельный склад ушел». После этого сажай их в мешок. И неси на живодерню. Люся, вы же не станете врагам правду говорить? Мне не хочется раздувать штаты. Мы с вами хорошо сработались. Но если вы не можете сами, подумайте о ком-нибудь другом.
Действие 3
Сцена 1
Класс в человеческой школе. За партой сидят девочка Люся и Кира Тарасова, рядом Киселев.
КИРА ТАРАСОВА: У моей бабушки в деревне ручной медведь живет. Она его в телегу запрягает. Он ее возит. И квас в сельпо доставляет. А сейчас зима. Он под бабушкиной кроватью спит. Весной его разбудят. Со всего района будильники соберут. Поедете к нам в деревню, сами увидите.
КИСЕЛЕВ: А где деревня? Далеко?
КИРА ТАРАСОВА: Под Кисловодском.
КИСЕЛЕВ: Но там же медведи не водятся.
КИРА ТАРАСОВА: Это раньше не водились. Сейчас водятся. Там целая медвежья ферма есть. Там медведей для цирка разводят. Как кроликов.
Девочка Люся что-то шепотом говорит на ухо Кире Тарасовой.
КИРА ТАРАСОВА: Я? Никогда не вру. И не сочиняю. Я могу абсолютный правдизм преподавать, то есть неврунизм.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Им не нужен неврунизм. Этим интернатникам нужен обманизм. А то они на живодерню попадут. Из-за своей честности.
КИРА ТАРАСОВА: Как так на живодерню?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: А так, придет охотник и спросит: «Где ваши старшие?» Они честно ответят: «Никого нет дома. Мы одни сидим». Бери этих малышей и сажай в мешок. А надо, чтобы они умели хоть немного соврать. Придет охотник с мешком и спросит: «Где ваши старшие?» — «Да нигде. Дедушка барсук на веранде сидит, пулемет перебирает. Бабушка Соня на кухне с милицией чай пьет. И две девочки-учительницы в саду волшебную дубинку испытывают».
КИРА ТАРАСОВА: Ты и преподавай свой «обманизм». У тебя хорошо получается.
К девочкам подходит учительница, смотрит тетради.
КИРА ТАРАСОВА: Понимаете, Ирина Вадимовна, у меня папу в армию забрали. В парашютные войска. И мы с мамой всю ночь ему спортивную форму шили.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Как форму? Твой же папа уже был в армии. Давно.
КИРА ТАРАСОВА: А его снова позвали. Уже начальником. Потому что он хорошо прыгал. Без него не справляются. Все разладилось. Мы ему лампасы на джинсы пришивали. А бабушка парашют вязала на спицах.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Бедная девочка!
КИРА ТАРАСОВА: Я не бедная! У нас квартира на двадцать восемь комнат. И дядя из Швейцарии ящик с магнитофонами прислал. Он там всемирный конгресс водопроводчиков проводит. Ну что, берешь меня правдизм преподавать?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Ни в коем случае.
КИРА ТАРАСОВА: Тогда я всем про тебя расскажу. И про твоих интернатников.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Нельзя. Про них нельзя говорить.
КИРА ТАРАСОВА: А я вот расскажу. Ребята, ребята! Наша Люся в загородном парке учительницей работает. Зверям русский язык преподает. И поведение.
КИСЕЛЕВ: Прошу поподробнее. Каким зверям? Хищникам? Парнокопытным? Обезьянам? Какой язык — устный или письменный?
КИРА ТАРАСОВА: Пока не знаю. Но она меня туда звала. Приглашала.
КИСЕЛЕВ: Снова прошу поподробнее. Приглашала в качестве кого? В качестве хищника? Парнокопытного? Человекообразного?
КИРА ТАРАСОВА: Она меня учительницей звала. Обманизм преподавать.
КИСЕЛЕВ:Прекрасный выбор! За чем же дело стало? А за тем, что она такое напреподает, что все звери разбегутся. Во главе с директором зоопарка.
КИРА ТАРАСОВА: Вы смеетесь, а я правду говорю!
Сцена 2
Класс в меховом интернате. Барсук представляет Киру Тарасову и уходит.
КИРА ТАРАСОВА: Дорогие ученики! Нужно всегда говорить правду. Впервые правду стали говорить в Древней Греции…Если маленький гречик приходил домой и мама спрашивала, где он был, он всегда говорил только правду: «Я, мама, был у реки и ловил раков». Хотя ему ничего не стоило соврать: «Мама, я был у Васи Петрова и смотрел телевизор».
Потом, в средние века, правда перекочевала к славянам. Когда маленький славянчик приходил домой и мама спрашивала, где он был, он говорил только правду: «Я лазил в колодец, потому что у меня туда рукавицы упали». Хотя он запросто мог присочинить: «Мы вместе с Анжелкой Левенсон были на кружке «Умелые руки» и вышивали крестиком. Еще у нас есть газета «Пионерская правда». Но, по правде говоря, мы ее не читаем, потому что она очень серьезная и воспитательная».
В класс входят две тетушки с папками в руках – комиссия.
ПЕРВАЯ ТЕТУШКА: Кто-нибудь из старших есть?
КИРА ТАРАСОВА: Никак нет!
ВТОРАЯ ТЕТУШКА: где они?
КИРА ТАРАСОВА: В министерстве!
ТЕТУШКИ В ОДИН ГОЛОС: Как в министерстве? В каком министстве? Это мы приехали из министерства. Из министерства обучения детей.
КИРА ТАРАСОВА: А они поехали в министерство воспитания и обороны.
ПЕРВАЯ ТЕТУШКА: Кто поехал?
КИРА ТАРАСОВА: Наш генерал-барсук.
ВТОРАЯ ТЕТУШКА: Бред какой-то! Генерал-барсук… министерство воспитания…
ПЕРВАЯ ТЕТУШКА: Совершенно сумасшедшее учебное заведение.
КИРА ТАРАСОВА: Не совершенно сумасшедшее, а совершенно секретное!
ПЕРВАЯ ТЕТУШКА: Это почему так?
КИРА ТАРАСОВА: Как, вы не знаете?
КОМИССИЯ В ОДИН ГОЛОС: Не знаем.
КИРА ТАРАСОВА: Это особая Звериная Разведывательная Школа — ЗРШ. И не просто ЗРШ, а ЗРШ при ГГШ.
КОМИССИЯ В ОДИН ГОЛОС: Что значит при ГГШ?
КИРА ТАРАСОВА: При Главном Генеральском Штабе. Например, в Симферополе есть особая дельфинья школа. Дельфинов учат находить подводные лодки, спасать раненых в море, играть в баскетбол, петь, топить диверсантов. Во время войны были школы для собак. Они находили мины, передавали почту, охраняли склады. Знаете?
КОМИССИЯ: Знаем.
КИРА ТАРАСОВА: Вот и у нас такая же школа. Впервые зверей в военных целях стали применять в Древней Греции. В стан противника при помощи катапульты забрасывали ящики и целые мешки дрессированных мышей. Мыши кусали врагов, залезали к ним под латы и обращали противника в бегство. В Индии были боевые слоны… Зверей и птиц использовали для военной хитрости славяне. Княгиня Ольга с помощью дрессированных голубей сожгла город древлян.
ПЕРВАЯ ТЕТУШКА: А почему со зверями работают дети?
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Потому что они детей лучше всего понимают. А взрослым они не верят.
КИРА ТАРАСОВА: А есть у вас секретные документы: пропуска, удостоверения? Есть у вас пропуск в нашу зону? Имеете вы право задавать вопросы нам, сверхсекретным специалистам? Вон видите, наш специальный сотрудник дядя Костя на своей тележке привез рюкзак учебных гранат. Мы сейчас будем учиться их бросать во все стороны.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Не во все стороны, а в учебного противника.
КИРА ТАРАСОВА: Может, нам вызвать летучий отряд проверяющих медведей
КОМИССИЯ: Нет, нет, не надо, Не надо вызывать летучий отряд проверяющих медведей. Мы все поняли. Это не наше ведомство. Мы уходим.
Сцена 3
Комиссия уходит. Появляется Барсук.
БАРСУК: Спасибо, дорогие учительницы! Я все слышал! Теперь они долго не приедут. Вот это обманизм! Высший класс! Я себе генеральскую форму сошью!Брюки красные, пиджак с погонами и фуражку.
КИРА ТАРАСОВА: Я всё правду говорила. Есть такие школы.
БАРСУК: Конечно, есть. И пушки есть, и самолеты, и бомбы. Этого добра у людей хватает.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: А у вас ничего такого нет? И военных нет?
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Девочка Кира, а что такое военный?
КИРА ТАРАСОВА: Это такой… дядя в брюках… с погонами… со звездочками… с фуражкой…
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: А военный дельфин тоже со звездочками?
КИРА ТАРАСОВА: Нет, он без звездочек…
ЛАСКА ФИАЛКА: Значит, он не военный?
КИРА ТАРАСОВА: Нет, он военный…Просто он мокрый… Он выполняет команду военных.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Какую?
КИРА ТАРАСОВА: Например, взорвать, подводную лодку. Он берет в зубы бомбу и плывет к чужому кораблю. Бомба прилипает, а потом через час взрывается. Раз! — и корабль потонул.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Зачем?
БУРУНДУКОВЫЙ БОРЯ: Он, наверное, старый был, ненужный!
КИРА ТАРАСОВА: Как ненужный?! Нужный!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Зачем же его тонуть?
КИРА ТАРАСОВА: Он же не наш, вражеский!
ЛАСКА ФИАЛКА: А враги наши?
КИРА ТАРАСОВА: Наши, а то чьи же.
АВСТРАЛИЙСКИЙ ПЛЮМБУМ-ЧОКИ: Раз враги наши, значит, и корабль наш.
БАРСУК: Девочка Кира, у нас в стране никогда не бывает войны. И они ничего про нее не знают, не видели.
Сцена 4
В класс врывается Кара-Кусек.
КАРА-КУСЕК: Боброва украли! Бобров в мешке. Темнотюр украл Боброва!
БАРСУК: Давайте позовем Севу ультразвуковым кричаньем.
Все звери поднимают мордочки и тихо скулят.
БАРСУК: Теперь послушаем ответ.
Все затихли и напряженно слушают.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Слышу. Он отвечает, что он около станции.
БАРСУК: Бегом к станции.
Сцена 5
На станции Темнотюр продает Севу Боброва сторожу.
СТОРОЖ: Что это?
ТЕМНОТЮР: Бобер домашний полудикий!
СТОРОЖ: Где ты его взял?
ТЕМНОТЮР: У браконьеров отбил. Вот продаю.
СТОРОЖ: Сколько он стоит?
ТЕМНОТЮР: Сто рублей.
СТОРОЖ: Ты с ума сошел? Да у нас на всей станции таких денег никогда не было.
ТЕМНОТЮР: У вас и бобров таких никогда не было.
Выбегают звери, натягивают Темнотюру мешок на голову, освобождают Севу Боброва.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Вот и все!
Сцена 6
Девочка Люся и Кира Тарасова на сцене. Сторож подметает сцену.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Здравствуйте, дядя Костя! А где интернатники?
СТОРОЖ: Не знаю я никаких интернатников!
КИРА ТАРАСОВА: А где дир? Где Меховой Механик?
СТОРОЖ: Не знаю, девочка, о чем ты говоришь. Идите гуляйте себе отсюда. И без вас плохо. Возьмите письмо – и идите.
Сторож протягивает письмо. Девочка Люся читает его вслух:
Дорогая Люся! Мы уходим. Наверное, мы пришли слишком рано.
Мы не просто звери. Там, далеко, в Гималайских горах, есть наша страна. У нас есть свои города, свои дороги, свои летающие блюдца.
И много лет мы жили, не касаясь людей.
Но страна наша разрасталась. И люди все больше осваивали планету. Пришла пора нашим цивилизациям подружиться.
Для этого в нескольких местах были созданы такие вот интернаты. Потому что дружбу двух стран надо начинать с дружбы детей. Но мы уходим. Наверное, мы пришли слишком рано.
Когда у вас родятся дети и у нас родятся дети, мы сможем их передружить.
Мы дарим тебе семена. Это микрофонные цветы. Посадите их в землю, девочка Люся, и поливайте медным купоросом. Когда они вырастут, мы сможем через них говорить.
До свидания, девочка Люся. Мы все горько плачем.
Девочка Люся открывает пакетик с семенами и часть отдает Кире Тарасовой.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Возьми одно.
КИРА ТАРАСОВА: Но ведь их дали тебе.
ДЕВОЧКА ЛЮСЯ: Нельзя рисковать. Нельзя, чтобы они были в одной квартире. Пока… я не стану мамой. У меня родится мальчик. Потом девочка. Потом еще два мальчика. И они обязательно встретятся с моими учениками.
|