Наш новый календарь поможет Вам познакомить малыша с частями
суток, названием дней недели, а также с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Ознакомление с календарём должно быть постепенным.
Рассказывайте ребёнку только в тот момент, когда ему интересно, как только
малыш начал отвлекаться – перестаньте рассказывать.
Круг «СУТКИ»:
Покажите на сектор, где изображено утро, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу утром? – С добрым
утром! Доброе утро!
Утром светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение, например такое:
Утро. Небо голубое.
Солнце в небе золотое.
Бегемотик глаз открыл
И опять его закрыл.
Как не хочется вставать,
Все ему бы спать и спать.
Пять минут и еще пять,
Так проходит двадцать пять.
Соня глазки открывает,
недовольно он вздыхает:
"-Почему так рано утро наступает?" (Ткаченко
Татьяна)
Покажите сектор, где изображён день, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу днём? – Добрый
день!
Днём тоже светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение:
Ёжик шустрый
Бежал по тропинке,
Нес тяжелый грибочек
На спинке.
У ежа – усы шелковинки,
У ежа на брюшке щетинки.
- Здравствуй, Ёж!
Говорила рябинка.
- Как дела?
Шелестела травинка.
- Хочешь ягодку?
Пела малинка.
- Ёж гуляет…
Шепнула росинка.
Ёж приветливо
Фыркнул рябинке,
Носом чутким
Потрогал травинку,
Угостился спелой малинкой,
- Добрый день!
Прошептал ёж росинке! (Марина Юрина)
Покажите сектор, где изображён вечер, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу вечером? – Добрый
вечер!
Вечером темнеет, солнышко ложится спать.
Можно рассказать стихотворение:
Уже за окошком темнеет,
И вечер зевнул на ходу.
Из детского сада спешу я скорее,
Я к маме любимой иду! … (М. Садовский)
Покажите сектор, где изображена ночь, спросите малыша:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
ночью? (Спим)
Какие вежливые слова мы говорим друг другу на ночь? –
Спокойной ночи!
Ночью темно, светит луна.
Можно рассказать стихотворение или спеть песню:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю - бай... (З. Петрова)
Когда расскажете про все части суток, обведите календарь
рукой и скажите: утро, день, ночьи
вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без
друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые
раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День -
в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.
Сутки
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора. (Н. Григорьева )
Поиграйте в игры:
называйте
часть суток и просите ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
завтракаем
мы утром, а обедаем…? И т.д.
Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка к рассказыванию.
Пример вопросов:
Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают ещё? Что
наступает после вечера? Как мы узнаем, что наступила ночь?
Рядом с кругом «Сутки» можно вешать листочек, на котором
ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем он занимался в это время суток.
Круг «ДНИ НЕДЕЛИ»:
Покажите ребёнку круг, на котором изображены дни недели.
Расскажите, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у
каждого дня своё название.
Можно прочитать стихотворение:
НЕДЕЛЯ
Старший братец Понедельник -
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает,
Всех трудиться зазывает.
Вторник следует за братом,
У него идей богато,
Он за все берется смело,
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица,
Не пристало ей лениться,
А зовут ее Среда,
Мастерица хоть куда.
Брат Четверг и так и сяк,
Он мечтательный чудак,
Повернул к концу недели
И тянулся еле-еле.
Пятница-сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат Суббота
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
Успевает там и тут,
Впрочем, это тоже труд.
В гости ходит Воскресенье,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно, посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
(Е. Стеквашова)
***
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
а в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл, а в субботу
торт купил
В воскресенье отдыхал, сказки
добрые читал.
(П. Башмаков).
Каждый день недели разного цвета, при назывании дня
обращайте внимание ребёнка на цифру.
Понедельник – первый день, он начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой
отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье– самый последний день недели, седьмой.
Задайте вопросы:
Как называется первый день недели? Как второй? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
Называйте день недели. А ребёнка попросите назвать тот день,
который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет
закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.
Если ребёнок посещает детский сад или развивающие клубы,
можно вспомнить в какие дни бывают занятия.
Рядом с кругом «Дни недели» можно вешать листочек, на
котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем ему наиболее запомнился
этот день.
К данному календарю "Дни недели" предлагается детская электронная презентация "Мишка и дни недели". Яркие картинки данной презентации в сочетании со стихами помогут ребенку быстрее запомнить названия дней недели. Скачать презентацию>>>
Блок «Вчера, сегодня,
завтра»
Покажите ребёнку блок и скажите, что каждый день, кроме
своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Каждый день, происходит что-нибудь интересное.
Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписямивчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты,
в центр квадрата необходимо приклеить липучку. На эту липучку будем вешать
карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например, вспоминаем с ребёнком:
Что мы делалисегодня: ходили в магазин – вешаем карточку, которая обозначает поход в
магазин.
Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк.
Вешаем определённую карточку.
А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? –
Завтра мы с тобой будем делать уборку.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было,
произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в
данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно
произойти – пойдём, будем покупать.
Карточки для блока "Вчера, сегодня, завтра"
Карточки будут постоянно пополняться. Кликнув на картинку, можно увидеть увеличенную карточку и скачать ее. Все карточки, так же, как и весь ежедневник, представлены в двух вариантах - цветном и черно-белом для самостоятельного раскрашивания. О новых поступлениях карточек вы всегда можете узнать на форуме в теме: "Детские развивающие календари" или увидите здесь.
Когда ребёнок уже
будет познакомлен с частями суток и днями недели, ежедневно передвигайте вместе
с малышом стрелочку и проговаривайте название частей суток и дней недели, месяц
и время года, вспоминайте предыдущие.
Календарь представлен в двух вариантах - цветном и черно-белом для самостоятельного раскрашивания. Каждый календарь представлен отдельно, вы сами сможете менять расположение календарей по вашему желанию и вкусу.
Свои отзывы, пожелания, комментарии можно оставлять на форуме. Там же будут объявления о новых поступлениях карточек для блока "Вчера, сегодня, завтра" и о других новинках наших развивающий календарей.
Разработчик календаря:
Власова Наталья
Данный материал
предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.
Спасибо огромное за интересные, творческие методические находки! Подскажите, как правильно настроить параметры вывода на печать календарей? Получается плоско и вытянуто. Спасибо.
календарь немного доделала по своему, сделала стрелку сама из картона, вчера, сегодня, завтра сделала полукругом и поместила в календарь с днями недели, получилось что когда стрелку двигаешь, вместе с ней двигается полукруг на котором написаны вчера, сегодня, завтра. Ребятенку понравилось. А вот круг - утро, день, вечер, ночь сделала часами с 24-часовым делением, отметила полдень, полночь. Получилось очень красочно.
Очень здорово все! Только там где "Вчера, сегодня, завтра" Наверное не прошедшем времени все глаголы должны быть. А как-то так: Вчера - все верно, в прошедшем времени глагол. Сегодня мы наводим порядок Завтра мы пойдем в цирк
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.