Киршина Татьяна Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Улыбка"
Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае, образовательный процесс становится не интересен, а, следовательно, не результативен.
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения используются следующие педагогические технологии.
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель - формирование самообразовательных возможностей и саморазвития личности ребенка.
Данная технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры:
Сюжетно-ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
Настольно-печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам» и др.
Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
В играх драматизациях и театрализованных играх дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать дорожные ситуации.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (Информационно – коммуникативные технологии)
Цель - повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
При организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий.
1. Подбирается иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов ПДД.
2. Создаются презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным, современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация;
- группы дорожных знаков;
- участники дорожного движения;
- загадки по ПДД.
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала («Раскраска дорожных знаков», «Викторины»). С их помощью дети получают удовольствие и обучаются.
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
МНЕМОТЕХНИКА
Цель - развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.
Начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
• Осуществление, так называемого перекодирования информации.
• После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания.
Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы. При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель - создание проблемных ситуаций и включение детей в активную самостоятельную деятельность по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
• Высокая самостоятельность детей;
• Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;
• Развитие мыслительных способностей детей.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, создается новая проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям.
При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие приемы:
– подвод детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
– изложение различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель - помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах, направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность.
Например, в условиях проекта «Эти разные машины» дошкольники научатся различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепят правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагает организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседа «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получит в ходе работы над проектом, прочно закрепятся в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Цель - развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. В творческих работах дети отражают знания и представления о ПДД, делятся опытом с окружающими («Автопарк», Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах нашего города»).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Что актуально при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге.
В работе по обучению ПДД используются следующие формы организации:
• физкультурные занятия;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная);
• физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники.
Таким образом, в условиях детского сада целесообразно использовать широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий в инновационное обучение детей дошкольного возраста в различных видах образовательной деятельности. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
|