Интерактивная песочница как средство развития познавательной и творческой деятельности детей дошкольного возраста
08.04.2025, 10:26
Михеева Е.И. Рябова Н.В.
воспитатели МАДОУ №44 "Веселые нотки" г. Северодвинск
Аннотация: В докладе рассмотрены возможности применения информационных технологий в образовательных целях ДОУ. В частности представлена работа по использованию интерактивной песочницы как средство развития познавательной и творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – огромный, важный отрезок детства ребенка. Это период значимых изменений в становлении личности ребенка, развивается волевая сфера, образное мышление, воображение, самосознание, творческие способности ребенка. Все эти качества формируются в ведущей деятельности дошкольника – игре. Игра – лучший способ добиться развития ребенка без использования методов принуждения. Отсюда ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Возвращаясь к теме доклада, хочется процитировать великого педагога К. Д. Ушинского: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Играя в песочнице, дети учатся взаимодействовать друг с другом, на песке строится дом, дороги, создаётся семья. С песком все просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…. Игры с песком являются источником радости для ребенка. В них он удовлетворяет свою потребность в тактильном развитии, тренирует зрительно-двигательную координацию, улучшает мелкую моторику. Такие занятия приносят малышу не только массу удовольствия, но и ощутимую пользу.
Интерактивная песочница iSandBOX соединяет в себе все преимущества игр с песком со специально разработанными занятиями для развития детей, вызывая WOW-эффект и как следствие более эффективное восприятие образовательной информации. Использование интерактивной песочницы позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в программы, активизируют познавательную и творческую деятельность детей и усиливают усвоение материала. Я считаю, что применение интерактивной песочницы в дошкольном образовательном учреждении способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Интерактивная песочница имеет несколько режимов, которые можно использовать для широкого круга занятий. Перед детьми открываются живописные пейзажи: долины, горы, вулканы, море и его обитатели. Интерактивная песочница позволяет создавать и изменять мир (режимы «Ландшафт», «Топография»), позволяет демонстрировать извержения вулканов (режим «Вулканы»), процессы эволюции Земли (режим «Ледниковый период»), смену времен года, дня и ночи (режимы «Времена года», «День и ночь»). Можно понаблюдать за обитателями океана и саванны (режимы «Океан: флора и фауна», «Сафари»).
Немного подробнее о некоторых режимах:
«Времена года» - на песочное поле проецируются сюжетные картины природных явлений различных времен года, разделенные по месяцам. В данном режиме можно регулировать скорость и цикличность воспроизведения и трансляции времен года в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом во время занятия. В процессе освоения этого режима у детей формируются, расширяются и укрепляются знания о временах года.
«Сетка» - на песочное поле проецируется сетка - размер ячеек регулируется в настройках. Данный режим можно использовать для развития пространственной ориентации детей, направления движения, развития элементарных математических представлений, мер длины и т.д.
«Формы и цвета» - на песочное поле проецируются геометрические формы - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, раскрашенные в разные цвета. В процессе работы можно изменять их размеры и количество. Помимо фигур на песок проецируются и цифры. Этот режим также можно использовать для развития элементарных математических представлений у дошкольников.
«Ландшафт» - на песочное поле проецируется аналог ландшафта Земли; в зависимости от рельефа поверхности, которую формируют участники процесса, на песочной поверхности могут возникнут горы, холмы, леса, равнины, водоемы. В процессе освоения этого режима у детей формируются, расширяются и укрепляются знания о суше и воде, о разнообразных поверхностях земли, о водоемах и т.д.
Структура наших занятий состоит из трех частей:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть.
Время занятий зависит от возраста группы.
Игра «Искатели»
Цель: развитие пространственной ориентации; развитие внимания; развитие произвольности.
Оборудование: интерактивная песочница iSandBOX, режим «Сетка»; маленькая игрушка; карта (план-схема) спрятанной игрушки.
Ход игры: что поможет ребятам отыскать спрятанную игрушку, дети узнают, отгадав загадку. На карте должна быть отмечена точка, от которой дети начнут двигаться и последовательность (стрелками и цифрами), с которой дети должны передвигаться по песочному полю. Можно усложнить детям задачу: сделать две карты для двух команд с разными точками начала поиска, но с одним «кладом». Побеждает та команда, которая быстрее до него доберется.
Игра «Угадай время года»
Цель: закрепление и систематизация представлений у детей о сезонных изменениях в природе.
Оборудование: интерактивная песочница iSandBOX, режим «Времена года». Сезонные игрушечные предметы – ягоды, грибы, овощи, снежинка, сани, цветы, солнечные очки....
Ход игры: задаем детям вопросы (можно использовать загадки или стихотворения), меняя времена года. Дети отгадывают, когда бывает то или иное явление природы – дождь, снег, распускаются цветы, листопад и т. д. Далее предлагаем детям игру, найти в песке предметы, которые относятся к данному сезону, и объяснить свой выбор. Затем дети экспериментируют с пространством, формируя лужи, сугробы, горки.
Игра «Ручеек»
Цель: формировать представления детей об окружающем мире, развивать пространственную ориентацию.
Оборудование: интерактивная песочница iSandBOX, режим «Океан - флора и фауна». Наборы игрушек – животные, ключик. Природный материал – камни, ракушки, веточки.
Ход: предлагаем детям отправиться к волшебному ключу (роднику), но для этого необходимо найти его в песке. Педагог рассказывает, что родник это ключ, бьющий из-под земли. Из родника бежит ручеек. Предлагаем детям прокопать канал от родника в заданном направлении, насыпать горку. Как только появится вода в ручейке, предлагаем напоить животных. Ребята наблюдают как меняется ландшафт, выполняя игровые действия.
Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы iSandBOX способствует формирований командного духа у детей, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятиям, способствует более интенсивному и гармоничному развитию и более интенсивному и гармоничному развитию.
Список используемой литературы:
1. Грабенко Т.М. к.пед.н., доцент, директор АНО ДПО «Центр обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования» (г. Санкт-Петербург), научный руководитель проекта «Интерактивная песочница iSandBOX». Интерактивная песочница iSandBOX. Методическое обеспечение. Описание режимов песочницы
2. Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 21-23.
3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1982.- 128с). Безматерных, Т. В. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т. В. Безматерных. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 135-137.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.