В какие игры играют наши дети?
В игре ребенок, примеряя на себя роль
взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения. В игре
происходит познание окружающего, усвоение норм поведения. Игра дает
возможность самостоятельно применять полученные знания. Хотя ребенок
ясно представляет себе, что все в игре происходит как бы «понарошку»,
он в своих мыслях, словах и действиях очень искренен, эмоционален.
...Дети играют в школу. Все
дети, изображающие учеников (даже самые непоседливые), сидят на уроке
подчеркнуто правильно, беспрекословно выполняют требования учителя.
Будучи в игровой роли, ребенок всегда действует по правилам: учителя или ученика, врача или больного, капитана или матроса. Иначе игра распадается.
Интересен эксперимент известного советского психолога Д. Б.
Эльконина. Он предложил своим дочерям (одна из которых была несколько
старше) играть в сестер. Девочки несколько удивились (ведь они и так
сестры!), но предложение приняли. Они играли несколько дней, и за это
время у них не возникало никаких конфликтов и ссор. Подчиняясь правилам
игры, они вели себя по отношению друг к другу таким образом, как должны
вести себя сестры: старшая руководила младшей, уступала ей, опекала;
младшая слушалась старшую.
Понаблюдайте за игрой своего ребенка. Кому он подражает?
Для детей всех возрастов одна из любимых игр — в «семью». В этой
игре заложены большие возможности для формирования качеств, которые так
необходимы ребенку как будущему семьянину. Выполняя роли папы и мамы,
мальчики и девочки усваивают представления об их будущих социальных
семейных ролях. Младшие дошкольники в своих играх любят отражать знания
о бытовом труде в семье. Это и уход за квартирой, и приготовление еды,
и стирка белья. Малыши в основном подражают действиям взрослых.
...Дочка проснулась. «Мама» ее кормит, одевает. В этом заключается
весь процесс игры. И здесь достаточно сказать: «Что же ты свою дочку не
обнимешь, не поцелуешь. Она уходит на целый день в детский сад, ты ее
долго не увидишь...». Поговорите с ребенком о том, какими должны быть
родители: папа, например, заботится о своей семье, он и работает, и
вместе с мамой покупает продукты, занимается с детьми, заботится о них
и маме и т. д. Когда ребенок берет в руки куклу, то при этом он
становится более взрослым: действия выполняет серьезно, солидно и
обстоятельно, все время поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и
его самого.
Игра может начинаться с того, что мама или папа входят в квартиру с
красивой куклой. Причем сразу надо дать ей имя. Обращаясь к ребенку,
можно предложить: «А давай вместе с тобой построим дочке комнату, в
которой она будет спать, играть».
Ребенок строит комнату. Можно предложить (в зависимости от размера
куклы) в качестве строительного материала кубики, кирпичики, коробочки,
готовую кукольную или школьную мебель.
Устроив кукле комнату, хорошо показать разнообразные действия по уходу
за ней: кормление, укладывание спать, одевание. Можно предложить
поиграть в такие сюжеты: наша дочка проснулась, Маша собирается на
прогулку, купание дочки и др.
Старшие дошкольники в играх уже отражают события, выходящие за
пределы жизни семьи. Они играют в «день рождения», в «труд родителей»,
в «путешествие семьи», «праздник в семье». Значит, источником игры
является здесь прежде всего жизнь ребенка в семье, а взрослые — объект
для подражания.
Пятилетняя Наташа укладывает куклу спать. Пошлепывает ее и приговаривает при этом:
— Спи сейчас же, бессовестная! Поставлю тебя в угол!
Мать девочки замечает:
— А разве так разговаривают с маленькими детьми?
— А бабушка всегда мне так говорит...
Почему же возникают такие игры, которые не оказывают влияния на
воспитание ребенка? Дошкольник в силу своего малого жизненного опыта
еще не может правильно оценить и осознать увиденное. А свои впечатления
он получает прежде всего стихийно, от общения со взрослым. Поэтому так
важно отвлечь ребенка от отрицательного в поведении взрослого, показать
примеры, достойные подражания. Дети могут отражать и нежелательные
явления. Приходится наблюдать игры, в которых «мама» бьет «дочку»,
приговаривая при этом злые, грубые слова, «отец» за обедом поднимает
рюмку и т. д. Поэтому взрослый не должен быть равнодушным к детской
игре. Так, если ребенок 5—6 лет в игре только укладывает куклу спать,
то для старшего дошкольника она не подходит, так как в ней нет усилия,
работы воображения. Подскажите ребенку ситуации, которые помогли бы
развернуть содержательную игру: «Давай поиграем так, как будто у нас
дома день рождения», «Поиграем, как будто у нас дома маленький
ребенок», «Мы идем в кино» и др.
Чтобы эти ситуации отразить, надо дать воображению ребенка
нравственную направленность, обогатить его представления об окружающей
действительности. Чтение художественной литературы, просмотр
телепередач дают возможность углубить и расширить детские представления.
Игровое общение взрослого с ребенком позволяет ему направлять ход
игры, учит действовать определенным образом. Так, все дети любят играть
в «шоферов». Ребенок садится на стул, поворачивает воображаемый руль и
отправляется в путь, издавая при этом звуки гудка. Не пройдите мимо
такой игры. Спросите его: «Ты, наверное, едешь в гости к своему другу?
А где он живет?» Этим вы заставите ребенка задуматься, поставить
определенную цель в игре.
Девочка играет в «детский сад». Дети-куклы очень долго сидят на
занятии. И если мама или папа спросит: «Можно мне забрать свою дочку
домой?» — то заставит этим самым продолжить игру. Так, взрослый видит,
что малыш кормит свою куклу-дочку наспех, кое-как. Он берет на руки
куклу и садится с ней к играющему ребенку, предварительно спросив
разрешения. Взрослый ласково разговаривает с куклой, проявляет заботу о
ней. Тем самым показывая пример положительных взаимоотношений: «Подай,
пожалуйста, тарелку с хлебом. Я пододвину к тебе чашку, так будет тебе
удобнее» и т. д.
Очень важно объяснить ребенку возможность «доиграть», то есть не
прерывать игру до тех пор, пока поставленная цель не достигнута
(самолет приземлился в аэропорту, дом построен и заселен жильцами,
автобус прибыл в город и т. д.). Только тогда ребенок будет испытывать
чувство удовлетворения, радости от достигнутого.
Е. И. Щербакова, Г. И. Григоренко.