За последние несколько лет в СМИ широко освещались случаи, когда авиакомпании при рассадке пассажиров в салоне самолёта не всегда гарантировали родителям, летящим вместе с малолетними детьми, соблюдения права сидеть с ними на соседних креслах. Иногда доходило до того, что мамам и папам, не сумевшим выкупить места рядом, но при этом не желающим разлучаться со своим ребёнком во время полёта, запрещали меняться местами с другими пассажирами. Такие случаи вызывали широкий общественный резонанс. В ситуацию вмешалась Генеральная прокуратура, которая добилась внесения изменений в правила перелётов.
Суть проблемы
По сообщению семейных юристов из ЮАП СПб family.pravo.legal, проведённая генпрокуратурой проверка показала, что в ряде авиакомпаний правила обслуживания пассажиров находились в противоречии с требованиями закона. Это позволяло сотрудникам аэропортов и бортпроводникам рассаживать родителей отдельно от детей, что, бесспорно, являлось нарушением их прав.
Представители авиакомпаний объяснили это тем, что у них не всегда есть техническая возможность обеспечить правильную посадку пассажиров, особенно когда ребёнок и сопровождающий его взрослый летят в разных классах обслуживания. Получается, им бы пришлось посадить их вместе за счёт изменения класса обслуживания другого пассажира, который точно так же мог бы возмутиться ущемлением своих прав.
Проблемы были не только с рассадкой, но и вообще обслуживанием пассажиров с детьми. Например, большое количество конфликтов возникало при провозе детских колясок, возможности подогрева бутылочек со смесью и т.д. По итогам проверок только в 2022-2023 годах с авиакомпаний было взыскано более 350 тысяч рублей.
Как будет теперь?
Внесённые в правила перевозок изменения, в первую очередь, направлены на защиту прав детей. Если сопровождающих несколько, то ребёнка обязаны посадить рядом с одним из них, причём по выбору самих пассажиров. Об этом их должны спросить при прохождении регистрации на рейс.
Авиаперевозчики по своей инициативе могут расширять список требований в пользу несовершеннолетних пассажиров. Так, некоторые компании разрешают детям до 12 лет пересаживаться к другому сопровождающему, независимо от класса обслуживания.
Ещё одно изменение коснулось отношения к пассажирам с детьми на территории самого аэропорта, правда, оно пока действует не во всех российских городах. Так, в некоторых авиагаванях беременных женщин и пассажиров с детьми пропускают на стойку регистрации без очереди. То же самое происходит при посадке на рейс.
В отдельных аэропортах создаются специальные залы ожидания, оборудуются игровые помещения и комнаты матери и ребёнка. Всё это должно послужить толчком к позитивным изменениям по отношению к маленьким пассажирам и созданию для них комфортных условий во время перелётов. |