Нам хочется думать, что подготовка детей к школе и адаптация в ней лежит на плечах воспитателей детского сада и школьных учителей. Максимум, что могут сделать родители – научить малышей считать до 100, рисовать печатные буквы и читать по складам. Это распространённое, даже традиционное, мнение ведёт к детским стрессам, неврозам и отвращению к учёбе.
Условия, в которых оказываются дети, попадая в первый класс, требуют не только знаний и умений. Готовность к школе включает психологическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющие. Ребёнок должен уметь удержать себя в рамках «школьного» поведения: не только молча сидеть на одном месте на протяжении урока, но и внимательно слушать, стараться понять и запомнить рассказ учителя. Кажется, что это очень просто, но – не для ребёнка.
Нужно уметь выбирать главное, концентрироваться на нём (несмотря на шум вокруг), быстро соображать, настойчиво искать верное решение, и отвечать, не сомневаясь в себе. Эмоциональная готовность подразумевает спокойную адекватную реакцию на успехи и неудачи, свои и чужие.
Для одних предметов необходимо развитое воображение, для других – логика и абстрактное мышление. Для овладения письмом, рисования, трудового воспитания нужна развитая мелкая моторика рук. Немаловажно, чтобы ребёнок был самостоятельным, умел сам начать и закончить любое дело.
Учесть все эти нюансы в обычном детском саду или домашнем воспитании – очень сложно. Родителям могут помочь специализированные детские садики или центры развития, работающие по современным педагогическим методикам. Важно понимать, что развитие дошкольников не должно начинаться за полгода - год до школы. Чем меньше ребёнок, тем гибче мозг, тем проще его развить и научить мыслить.
В Японии вопрос подготовки детей к разноплановой мыслительной деятельности помогает решать соробан – горизонтальные деревянные счёты. Привыкая, что числа - это не только цифры, но и косточки на спицах, дети тренируются пользоваться одновременно левым (математическим) и правым (творческим) полушариями головного мозга, гармонично развивая каждое из них. В процессе участвуют пальцы левой и правой руки – развивается моторика рук. Научившись работать со счётами, дети переходят к вычислениям в уме – развивается память, скорость мышления, логика и воображение. «Побочный эффект» системы – умение мгновенно складывать, вычитать, умножать и делить четырёх - пятизначные числа.
В японских школах обучение счёту на соробане – обязательный предмет начальной школы. Многие занимаются им дополнительно, параллельно основной учёбе, или ещё до поступления в первый класс. На опыте японцев разработана система гармоничного развития полушарий головного мозга – ментальная арифметика, раскрывающая способности детей вне зависимости от их первоначальных данных. Методика используется уже в 52 странах мира, в том числе в США, Канаде, Великобритании, Канаде, Китае.
В России, Белоруссии, Украине, Казахстане и Кыргызстане курсы ментальной арифметики организует детский центр развития AMAKids, обучающий счёту на соробане детей в возрасте с 4 до 16 лет. Ментальная арифметика развивает все навыки, необходимые для начала обучения в школе, а школьникам помогает улучшить успеваемость по всем без исключения предметам.
Начните готовить ребенка к школе вместе с AMAKids. Пробное занятие бесплатно! |