Я-концепция в психологии: что это такое и как ее определить - рекомендации от экспертов Pakhotin.org
Свадьба в Подмосковье: как выбрать загородные усадьбы для вашего праздника
Популярные брендовые женские очки осенью 2024
Отсутствует звук Р в речи

На сайте всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Kochetkova_631


Главная » Воспитание и развитие ребенка

Отсутствует звук Р в речи

Автор: Антонина Логопотам
Каждый родитель ждёт с нетерпением момента, когда его малыш начнёт говорить. Однако в процессе речевого развития могут возникнуть трудности, среди которых особое место занимает отсутствие звука Р в речи. Эта проблема вызывает много вопросов у родителей - в каком возрасте пора начать беспокоится? Может ли звук появится сам? Если я картавлю, будет ли картавить ребенок?

В этой статье мы рассмотрим особенности звука Р, причины его отсутствия в речи детей и эффективные методы постановки звука.

Звук Р — один из самых сложных в русском языке. Чтобы произнести заветное [Р] мышцы артикуляционного аппарата должны обладать определенной силой, а ребенок — уметь ими управлять.
[Р] относится к сонорным звукам. Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. В норме эти звуки появляются к 5-6 годам.

Частые причины отсутствия звука Р

• Нарушение строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, высокое нёбо.
• Нарушение регуляции дыхания, например, выдох происходит через нос при горловом произношении. Это может происходить из-за изменения мышечного тонуса.
• Нарушение фонематического слуха, это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
• Подражание неправильному произношению близких - ребёнок перенимает некорректное произношение.

Виды неправильного произношения звука Р

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:
• Звук отсутствует;
• Горловое произношение;
• Боковое (слышится [рл’]);
• Носовое (слышится [нг]);
• Одноударное;
• Р произносится мягко, как Р’;

Другой тип нарушения - параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии, что звук не произносится искаженно). Если же проблемы встречаются после 5 лет, это повод для обращения к логопеду.

Постановка звука Р по этапам

Подготовка

Перед непосредственной постановкой звука Р важно уделить внимание укреплению мышц артикуляционного аппарата. Эффективными будут игры и упражнения артикуляционной гимнастики. Важно научить ребенка тянуть язычок к носику, «цокать» как лошадка, делать язык широким. А также дыхательные упражнения.

Делимся эффективными упражнениями для звука Р

Гармошка

Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Грибок

Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать
кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Парус

Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Маляр

Улыбаемся и открываем рот, ставим язычок за верхние зубки;
Начинаем красить кончиком язычка потолок — твёрдое нёбо. Красим потолок от пяти до десяти секунд, затем отдыхаем и выполняем ещё три–пять повторений.



Чек-лист правильной артикуляции звука Р:

✅губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для
произнесения последующего звука (чаще гласного);
✅зубы - разомкнуты;
✅язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним зубам;
✅голосовые связки - вибрируют, давая голос;
✅воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Постановка звука Р

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.
Как только ребенок научится делать артикуляционные упражнения непринуждённо, приступайте к постановке.

Основные способы постановки:

• По подражанию - логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения;
• От опорных звуков;
• От артикуляционного уклада;

Автоматизация звука Р

Для того чтобы ребёнок мог правильно произносить звук Р в словах и предложениях, необходима его автоматизация. Этап автоматизации следует начинать только после того, как малыш освоит чёткое произношение звука. Систематические занятия и упражнения помогут ребёнку правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.

Отсутствие звука Р в речи — распространённая проблема, но с правильным подходом и упорством её можно решить быстро и эффективно.
Вооружитесь секретами ведущих логопедов и преобразите речь вашего ребенка в домашних условиях!

 
Онлайн академия развития детей Логопотам
Дата публикации: 02.09.2024 (15:12)| Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осень-Златовласка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Грибное лукошко"
IV Всероссийский творческий конкурс "Урожайная осень"
XI Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
II Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая копилка"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.09.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.