Возраст 6-7 лет один из самых насыщенных периодов в жизни ребёнка. В этот период времени дети становятся достаточно независимыми, они могут здравомысляще рассуждать, полноценно общаться со взрослыми, а главное у них активно развиваются творческие способности.
В этот период психологи советуют развивать их способности к конструированию, рисованию, пению, сочинительству, игре. Проблемы, конечно, тоже не минуют этот период. Это время знаменуется у детей кризисом 7 лет. Если приглядеться к ребёнку, то можно заметить, что он стал более капризным и неуправляем.
Может быть менее разговорчивым, на ваши обращения к нему отвечает отказом, делает вид, что не слышит вас. Самые частые жалобы родителей в этом возрасте на то, что ребёнок стал агрессивен и у него прибавилось страхов, возможно, это связано с началом школьной жизни.
В пространстве школы ребёнок скован многими правилами, которые часто утомительны и непосильны ему: четкое расписание уроков, информационная нагрузка, нехватка двигательной активности, невозможность поиграть и «побеситься» даже на переменах.
Это создаёт некий камень преткновения между жизнью дома, в детском саду, где ребёнок волен проявлять себя свободно и естественно, может двигаться и общаться. Ребенок живет как бы в двух срезах и именно по этой причине возрастают его страхи и агрессивность как защитные механизмы личности. Эти моменты в поведении ребёнка и характеризуют наступление кризиса.
Дети как бы «закрываются на замок», у них начинает проявляться личная жизнь, и, соответственно, свои переживания, которые он ограждает от внешнего мира и ему трудно пока делиться ими со сверстниками и близкими людьми.
Бывает, что кризис затянулся и, казалось бы, надо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, но, в большинстве случаев, родители сами способны «оказать» помощь своему малышу, ведь они сами знают своего ребёнка лучше всего, ближе к нему и он нуждается в них больше всех! Чтобы заглянуть во внутренний мир вашего сына или дочери попробуйте использовать сказку.
Рассказывая о сказочном персонаже, ребёнок будет указывать на свои невзгоды, обнажая слабые места и болезненные моменты, тем самым раскрывая перед вами жестокость, накопившуюся агрессию, обиды.
Придумывание сказки - это та деятельность, которая способствуют общению и творчеству и более всех доступна для малыша в этом возрасте. Соприкасаясь со сказкой, ребёнок смотрит на мир глазами вымышленного персонажа, сочувствует ему, совершает вместе с ним поступки, а с другой стороны, должен почувствовать весь сюжет в целом, сделать разумные выводы.
Мир становится живым в сказке, перестаёт быть рассудочным. Ребёнок начинает понимать малейшие повороты эмоций и впечатлений, он учится понимать, что не все в мире обязательно имеет причину и следствие, что остаётся место для чудесных загадок и превращений.
Сказка создана для того, чтобы привнести в душу ребёнка уверенность в самых добрых и сильных моментах, которые редко бывают в нашей обыденной жизни. И, кроме того, строгие закономерности повседневного, практического мира, как правило, не позволяют увидеть обычную ситуацию с нетипичного ракурса.
Этому способствует лишь по-настоящему творческое мышление. При помощи сказок ребёнок начинает мыслить образами и у него развивается воображение, ему становится доступна структура языка, он начинает понимать народные, фольклорные и культурные ценности.
Зачастую мы просто прочитываем ребёнку сказки вслух, рассказывает их сами или просим пересказать услышанное ребёнка, дети любят рисовать сказочных героев и любят смотреть сказку по телевизору, в мультипликационном варианте и на сцене. Сказка может сослужить и полезную службу в тяжелую для ребёнка минуту.
Что для этого нужно:
- Сочинять сказки вместе с ребёнком;
- Рассказывать сказки от лица разных действующих лиц;
- Проигрывать различные сказки;
- Делать зарисовки в необычном виде, в виде комиксов.
Можно разместить сказочный сюжет на одном листе бумаги, как-будто рисуете комикс. Это повышает способности и интеллект ребёнка. В сказке уже заложены различные решения многих жизненных ситуаций, поэтому с помощью проигрывания сказки ребёнка со взрослым, он будет справляться со своими, самыми глубинными проблемами.
В вышеперечисленных вариациях проблем сказка поможет стеснительному ребёнку выплеснуть свои эмоции и пережить их в виде символов. Придумывая истории о сказочном персонаже, ребёнок сможет озвучить свои слабые места, родители же, в этом случае будут в состоянии его понять, обнаружить слабости и агрессию.
Придумывание сказки - это деятельность, связанная с общением и творчеством, наиболее понятная для малыша. Основное здесь - не бояться новизны, со временем вы заметите, как меняется ребёнок, как у него получается метафорами объяснять свои переживания, как теплеют ваши отношения и рушатся стены непонимания.
Самое эффективное решение проблемы - это сочинить сказку с ребёнком вместе. Как это сделать? Вечером найдите уютный закуток в вашей квартире и предложите ребёнку поиграть (если у вас есть ещё дети или к нему пришли друзья, то они могут составить вам компанию).
Дайте разъяснения, что сейчас вы будете сочинять сказку. Необходимо создать положительного и отрицательного героев, волшебные средства вспоможения (волшебная палочка, волшебная дудочка, ковёр-самолёт, меч-кладенец) и кубок победителя в конце развития сюжета.
Сначала можно поведать ребёнку как рассказываются сказки: ведущему персонажу предстоит выполнить какое-то ответственное задание или он встречается с какими-то преградами при прохождении пути, в котором будут и положительные персонажи: старичок-лесовичок, лесная фея, речка с кисельными берегами и отрицательные персонажи: Змей Горыныч, леший, Баба Яга. Но, в итоге, главный герой успешно преодолевает все препятствия и приходит домой победителем.
Также можно прибегнуть к беседе в форме диалога, способствуя тому, чтобы ребёнок в процессе построения сюжета сказки понял ее смысл. Это можно сделать, взяв за основу его любимую сказку, попросить ребёнка дать ответы на вопросы: кто главный герой сказки, что он делает, какие трудности ожидают его на пути, с какими отрицательными героями он сталкивается, кто помогал ему и чем закончился его путь.
После этого можно начинать сочинять свою сказку. Вы можете начинать сочинять сказку по предложению: одно предложение составляет взрослый, другое - ребёнок, и так, пока сказка не будет сочинена. Поначалу ребёнок может не говорить и молчать - это нормально, просто это новый для него вид деятельности.
Вы первым можете начать сказочную историю, задавать ему наводящие вопросы - он обязательно начнет сочинять с вами позже. Бывает такое, что ребёнок начинает «пугать» взрослого страшными рассказами.
Ничего страшного на самом деле в этом нет. Вам необходимо запастись терпением и вы увидите, что ваш отпрыск в скором времени достаточно быстро и умело начнёт сочинять продолжение или придумывать собственные сказки.
В конце процесса можно предложить сыну или дочке пересказать ещё раз только что сочиненную вами сказку. Может быть, в самом начале, ребёнку покажется сложным рассказать придуманную сказку, тогда пока сделайте это вы - перескажите её.
Можно использовать наводящие и разрешающие предложения, тогда процесс сочинения сказки будет выглядеть так:
1. Однажды в одном селе жил маленький мальчик ...
2. Он был один-одинёшенек у мамы с папой и ему совсем не с кем было играть ...
3. Он решил уйти из дома, чтобы посмотреть мир и найти друзей...
4. Добрая мама положила в пакетик еду и сказала, что будет дожидаться его...
5. Мальчик вышел из дома, он шёл очень долго, у него уже устали ноги, тогда он присел на бревнышко в лесу и тихонечко уснул...
6. Тут он услыхал какой-то плач, приоткрыл глаза и смотрит...
Придумывать сказку можно как в определенное время вашего дня, так и спонтанно, когда будет окошко, ситуативно. Небольшой совет: лучше обойтись без перерывов в создании сказки и возвращаться к этому занятию хотя бы один раз в 2-3 дня.
Процесс не должен затянуться на час и более, вполне достаточно 30-40 минут. Иногда ребёнок настолько воодушевлен придумыванием сказки, что не может сосредоточиться на одном ключе повествования и в итоге теряет смысл происходящего, стопорится.
В таких случаях надо вооружится терпением и подождать пока ребёнок не выговорится, а через пару дней попробуйте ему задать наводящие вопросы: что же случилось с героем, что он делает с другими персонажами, конец сказки.
В этот момент очень важно слушать ребёнка и не комментировать таким образом, чтобы ребёнок почувствовал какое-то «ущемление», говоря такие слова: «нет, не так», «давай по-новому», сбивал ребёнка с его мысли.
Чтобы вам понравился этот обоюдный процесс придумывания сказки, дадим вам несколько советов: не спорьте с ребёнком, избегайте оценочных высказываний «хорошо», «плохо». Не раздражайтесь, слушая сочинительство вашего малыша и ни в коем случае не навязывайте ему своё видение развития сказочного сюжета.
В противном случае ребёнок может не захотеть придумывать сказку, замкнётся в себе и тогда восстановить контакт уже будет практически невозможно. Дайте ребёнку свободу творчества, не вмешивайтесь, внимательно слушайте его рассказы и помните: он вам сейчас рассказывает о себе и о том, что его тревожит.
Здесь надо быть настоящим товарищем и благодарным слушателем. Результаты не заставят себя долго ждать: он будет лучше излагать смысл сказки, станет более плодотворным и контактным в своём творчестве, научится ставить себя на место другого человека, ушла его тревога и агрессивность, а их место заняли позитив и спокойствие.
Давайте рассмотрим проблемы, выявленные при помощи сказки. Как правило, они заключаются в двойном самовосприятии, с одной стороны он ощущает себя добрым принцем, а с другой стороны зловещим драконом и весь смысл в том, что он сам ввёл в сказку этих двух соперничающих персонажей (это его рук дело!).
Окончание сказки - торжество положительного начала над злым. Ребенок как бы задаёт вопрос в сказке как ему справиться с трудностями, потому что сам он ещё не умеет и взрослый должен ему помочь, направить его, дать ответ, что только любовь и добро смогут победить зло и тем самым раздвоение в душе ребёнка. Не обязательно как-то объяснять себе рассказ ребёнка, это прерогатива профессионального психотерапевта.
Взрослому важно слушать и понимать ребёнка, давать ему высказываться, а также обратную связь в процессе рассказывания сказки. И тогда вы действительно почувствуете, что занятие плодотворно и очень полезно и потому, что сокращает дистанцию между взрослым и ребёнком и потому, что ребёнок, высказавший в сказке свои проблемы и трудности, почувствует снижение тревоги и радость от проделанного процесса.
Материал подготовила Юлия Иванова. Мой YouTube канал можно посмотреть - по ссылке - |