
Это рассказ о нашей родственнице Федосимовой Зое Михайловне.
Шла война. Тяжелое время было. Все тяготы переносили сообща. Жили с единственной мыслью о скорой победе над врагом, вдохновлял всех общий порыв: всё для фронта, всё для победы над фашизмом.
А дома в тылу был тоже фронт – трудовой, где упорно трудились девушки и женщины. Федосимова Зоя Михайловна родилась в селе Казанское Сернурского района республики Марий Эл. Здесь она прожила до конца дней своей жизни. Юную, хрупкую, тоненькую девочку послали учиться на трактористку. Смышленая семнадцатилетняя Зоя быстро овладела механизаторскими азами и уже через месяц села за руль колесника в своем колхозе. С первых лет Великой Отечественной войны она работала на тракторе.
Мужчины механизаторы ушли на фронт. В тылу остались лишь бригадиры и механики. Вся техника Казанской МТС доверена была девушкам, заменивших своих братьев и отцов. Наспех подготовленные специалисты доучивались в борозде.
Сказать, что это был тяжелый труд – ничего не сказать. В страду девчонки работали сутками, без сна и отдыха. С фонарем, навешанным на трактор, трудились даже ночью. Смертельно уставали, хотелось, хотелось спать. Бывало, ложились на теплый задний мост трактора, и глаза сами зажмуривались. Из воспоминаний Зои Михайловны: «Ой, как было трудно. Сегодняшняя молодежь не представляет наши переживания, невзгоды военных лет. Работали мы на колесных тракторах за рулем, без кабины, палило летнее жаркое солнце, продували осенние и весенние холодные ветра: нет защиты от дождя и снега, ни с боков, ни сверху. В радиаторе быстро испарялась вода, приходилось часто доливать. Обычно её держали в трёх местах: на концах загона и в середине. Доедешь до живительной влаги, заполнишь ею радиатор – направишься дальше. Нас девушек, особенно мучали перетяжки, после которых мотор заводился трудно». Было много других мытарств, лёгших на неокрепшие плечи девушек.
Зоя Михайловна считала себя счастливее своих подруг: в период зимнего ремонта техники жила дома, который находился в сотнях метрах от Казанской МТС. Это преимущество исчезло, когда ремонтировали моторы с Сернурской мастерской, находящейся в 25 км от дома. Тогда, как и все, захватив котомку с хлебом и картошкой, на неделю отправлялась в районный центр, зачастую пешком.
Семнадцать годков своей юности и зрелости – на тракторе. Десять лет пошло за рулем колесника, семь сезонов водила она гусеничный трактор НАТИ. И об этом Зоя не сожалела: «Какую – то пользу, да принесла народу». Иногда она говорила: «Вернуть бы молодость, и поработала бы я на сегодняшней, удобной и мощной технике. Обидно за некоторых молодых людей, не умеющих ценить жизнь ». Благородный труд трактористки не раз поощрялся премиями и подарками, почетными грамотами. Сохранилась единственная фотокарточка молодости, висевшая на Доске почета МТС. Некогда и негде было фотографироваться в войну и после её окончания. Работая на тракторе НАТИ, она ежегодно добивалась перевыполнения установленных норм и экономии горючего. Вышедшая на пенсию в 50 лет, бывшая трактористка в честь 40-летия Победы награждена медалью участника трудового фронта. День Победы над гитлеровским фашизмом встретила в поле. Тот счастливый период прошёл незаметно в постоянных хлопотах в тракторной бригаде.
Зоя Михайловна часто говорила: «Пусть же молодое поколение живет счастливо, пусть знает о прошлом, как о тяжелой истории, но сами пусть никогда этого не испытывают ». |