Появление малыша в семье – долгожданная радость. Родители с трепетом ожидают первую улыбку, первые шаги, первое слово. Первые осмысленные «слова» (а для малыша - это именно слова!) ребенок начинает произносить с шестимесячного возраста. И уже к четырем годам его словарный запас настолько обширен, что он может описать какие-либо увиденные события, рассказать сказку.
Но все же, почему-то дети начинают речевое общение по – разному: одни свободно лепечут в два годика, а другие и в три продолжают изъясняться при помощи звуков и жестикуляции. Вот тут и начинается родительские переживания: что делать? Подождать или обращаться за помощью к врачам? Нужно сказать, что эти волнения оправданны. Умение разговаривать, как и многие другие навыки, ребенок активно приобретает в первые три года своей жизни, и если это будет происходить позднее, то и учиться разговаривать малышу будет труднее. Кроме всего, задержка речевого развития может быть обусловлена наличием заболеваний или дефектов, констатировать которые может только специалист. В любом случае, в период, когда малышу исполнится 2 года, следует пройти медицинское обследование.
Причины задержки речи условно можно разделить на две группы. Первая – медицинская, вторая - педагогическая, когда развитию ребенка не уделяется должного внимания, применяются неправильные методы или наоборот, происходит чрезмерная опека. Конечно, важный фактор – наследственность. Мамам и папам следует уточнить, когда они сами начали разговаривать простыми предложениями, и, отталкиваясь от этого, ожидать проявления «говорливости» от своего чада. Но самое огромное значение имеет, как много внимания родители уделяют своему малышу: поют песенки, читают детские книги, рассказывают сказки, развивают детскую моторику. Ведь разговаривать и заниматься с ребенком нужно с рождения! Вовлекать малыша в диалог, задавать вопросы, просить пересказать услышанное, сказать четко слово, которое звучит непонятно.
Случается, что ребенок не говорит полными словами по банальной причине: зачем утруждать себя разговором, если его и так прекрасно понимают. Развитие мелкой пальцевой моторики имеет большое влияние на речевое развитие, и, в дальнейшем, на скорость письма.
Пальчиковые игры, пластилин, собирание мелких деталей, нанизывание бусин, шнуровка, занятия с развивающими ковриками обязательно дадут свои результаты!