В настоящее время практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру, планшету, интернету или телевизору. И начиная с 1,5-2 лет дети попадают под их влияние. Причем даже на детских каналах можно увидеть как рекламные ролики, так и фильмы ужасов и довольно жестокие боевики. Поэтому некоторые родители считают, что даже просмотр детских передач приносит ребенку вред. Однако существует и не мало убежденных в том, что такое времяпрепровождения способствует развитию малыша. Так кто же из них прав?
Достоверные факты
Постоянное «зависание» ребенка около телевизора, компьютера или планшета вызывает у него стойкую зависимость от них. При этом:
- Систематическое просиживание у экрана приводит к развитию у ребенка импульсивности (снижению внутреннего контроля, зависимости от внешних раздражителей) и неорганизованности.
- Регулярное прослушивание детских песенок помогает малышу в освоении человеческой речи, благотворно влияет на восприятие и память (послушать песни из мультфильмов можно на audioskazki-online.ru).
- Такие устройства, как телевизоры, компьютеры, планшеты и различные гаджеты позволяют родителям надолго занять своего ребенка.
- Постоянно работающий фоном телевизор или компьютер способствует возникновению у ребенка бессонницы, головных болей, капризов, упрямства, заикания, и даже может спровоцировать появление судорог и истерических припадков.
Сейчас, к сожалению, телевидение часто становится основным воспитателем ребенка. При этом родители никак не контролируют доступ своего чада к просмотру различных фильмов и мультфильмов. В результате ребенок начинает копировать телевизионные схемы поведения, причем преимущественно агрессивные.
Негативное влияние
Иногда даже безобидные, на первый взгляд, мультики могут нести в себе опасность для детской психики. Так:
- мультипликационные фильмы с мельканием кадров и частой сменой изображения приводят к возникновению у детей поведенческих аномалий и нарушению функции внимания;
- мультфильмы, превозносящие физическую красоту, способствуют формированию у детей искаженных ценностей. В итоге у ребенка, не вписывающегося в шаблонные параметры, может развиться комплекс неполноценности;
- проведение за экраном большого количества времени может привести к проблемам со зрением у ребенка;
- привыкая к компании телевизора и компьютера и общаясь только посредством гаджетов, дети перестают гулять, вживую играть и общаться со сверстниками;
- реальность в современных детских мультфильмах и фильмах часто гипертрофирована, и в них часто присутствуют сцены, слишком жестокие для детского восприятия.
Но, конечно, у влияния детского телевидения на психику ребенка есть не только негативные, но и положительные аспекты.
Позитивные моменты
Наверное, никто не станет отрицать такие плюсы детских передач, как:
- мультфильмы являются одним из самых любимых развлечений детей. Родителям просто необходимо подбирать для своего ребенка легкие в восприятии фильмы, подходящие ему по возрасту;
- существуют детские каналы и мультфильмы, которые способствуют расширению кругозора ребенка, познанию им мира, формированию у него норм морали и духовных ценностей;
- телевидение способно вдохновлять ребенка на творчество. К примеру, детям часто хочется сделать самим какую-либо поделку, показанную в детской передаче;
- спортивные программы привлекают внимание детей к тому или иному виду спорта;
- семейный просмотр различных телевизионных передач вызывает у домочадцев чувство общности и создает приятную эмоциональную атмосферу.
Таким образом, детское телевидение нельзя назвать исключительно вредным или полезным. Просто чтобы его влияние не оказалось для ребенка негативным, родителям стоит придерживаться некоторых правил:
- ребенку следует прививать любовь не только к мультикам, но и к интеллектуальным играм, прогулкам и живому общению со сверстниками;
- доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным гаджетам должен быть ограниченным. Детям от 3-х лет не стоит проводить у экрана более 30 минут, а 12-летнему ребенку – более часа;
- следует обязательно фильтровать то, что смотрят дети;
- после просмотра мультфильма нужно поговорить с ребенком о том, как он его понял, о его отношении к героям и событиям, происходящим на экране. Это помогает развитию памяти, внимания и мышления детей.
|