Главная » 2012»Апрель»9 » Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
09.04.2012 19:00
Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет Седьмой год жизни — продолжение очень важного це¬лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова-ний создает психологические условия для появления новых ли¬ний и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене¬ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие Крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива¬ется координация мышц кисти. Общее физическое раз¬витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тре-нировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Развитие личности Изменения в сознании характеризуются появлением, так на¬зываемого внутреннего плана действий — способностью опериро¬вать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют¬ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра¬зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способ¬ности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последне¬го возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет буду¬щий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочув¬ствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее за¬вышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является об¬щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста¬ется сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю¬щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей¬ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко¬торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до¬школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове¬дение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся проявление произвольности всех психических процессов. Развитие психических процессов Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно¬го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок мо¬жет видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен¬ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль¬тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска¬зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми¬нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по-знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует раз¬витию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продук¬тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого мате¬риала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по-мощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ¬ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор¬мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж¬дений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном воз¬расте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логи¬ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-след¬ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст¬раивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода¬ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери¬од — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам¬матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак¬тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина¬ют активно употреблять обобщающие существительные, синони¬мы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологичес¬кой речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози¬тивного общения с людьми, развивается половая идентифика¬ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш¬но обучаться в школе. Основные компоненты психологической готовности к школе Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само¬чувствие. Психологическая готовность к школьному обучению много¬компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес¬кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус¬пешное обучение в школе. • Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози¬ции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отно¬шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а имен¬но позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци¬альный мотив учения), и потому, что у него есть познава¬тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). • Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре¬лостью понимают дифференцированное восприятие, кон¬центрацию внимания, аналитическое мышление, выража¬ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме¬ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви¬жений руки и сенсомоторную координацию. Можно ска¬зать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. • Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.