Подготовила и провела: Камышникова Наталья Владимировна, Воспитатель 4 класса
2016-2017 учебный год КВН «Птицы, всё о них» Цели: • расширить знания детей о жизни птиц, продолжить формирование экологического мировоззрения и культуры; • воспитывать бережное отношение к птицам; • корригировать мышление на основе аналитико-синтетической деятельности. Ход: I. Организ. момент. (Слайд 1 – пустой) - Добрый день! Ребята, обратите внимание, на нашем занятии присутствуют гости. - Сегодня я снова приглашаю вас на экскурсию в мир природы. Мы уже были с вами в лесу и много говорили о жизни животных. II. Введение в тему: - А чтобы узнать, о ком мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать следующие загадки: • Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …. (воробей) – Выбрать картинку на доске. • Трещала с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора? Такая с ней морока Когда трещит ……. (сорока) – Выбрать картинку на доске. - Как этих обитателей нашей планеты можно назвать одним словом? (ответы детей: Птицы) - Наше занятие называется КВН «Птицы, всё о них» (Слайд 2) Занятие мы проведем в форме КВН - клуб весёлых и находчивых.
Ш.Основная часть. - Для того, чтобы продолжить занятие нам необходимы 2 команды. Это команда «Орлята» и команда «Совята», а также наше жюри. - Ребята, а чем отличаются птицы от животных? (ответы детей: Птицы умеют летать, у них есть крылья, клюв, их тело покрыто перьями). - Правильно. Почти все птицы появляются на свет из яиц. И первый наш Конкурс 1«Сложи яйцо из скорлупы» Слайд 3 Инструкция: Необходимо взять разбившееся яйцо (картонное) и из осколков скорлупы у доски каждой команде склеить (с помощью магнита) яйцо. (Участвуют капитаны). - Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. На Земле птиц очень много- около 9 тыс.видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не до 2-х метровой величины - страус ( Слайд 4-1 Страус) и есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы и весят несколько граммов – колибри (Слайд 4-2 Колибри) Есть птицы, которые могут летать выше облаков (Слайд 5-1 Орлы), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (Слайд 5-2 Пингвины) - Одни птицы живут в лесу, другие в степи. (Слайд 6 – пустой), но, есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне (Слайд 7-1) или в горах (Слайд 7-2). А другие – только на берегу моря (Слайд 7-3) - Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. (Слайд 8 – пустой) Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть птицы, которые едят только растительную пищу: ягоды, семена. - Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. - Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идёт речь? • В деревне есть часы такие Не мертвые, а живые, Ходят без завода, Они птичьего рода (Петух – Слайд 9-1) • Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям ночует, Коноплю ворует (Воробей – Слайд 9-2) • Красные лапки, Длинная шея Щиплет за пятки Беги без оглядки (Гусь – Слайд 9-3) - Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Ответы детей: воробей, потому что петух и гусь – это домашние птицы) - Итак, следующий Конкурс №2«Загадки» (Слайд 10) - Для команды «Совята»: • Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая Вещунья белобока, А зовут ее …… сорока (Слайд 11-1) • Спинка зеленовата, Животиком желтовата Черненькая шапочка И полоска шарфика …..синица (Слайд 11-2) - А, кто догадался, что для этих птиц общее? ( Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас) Этих птиц называют зимующими. А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Галки, вороны, воробьи, голуби и др.) (Слайд 12 – пустой) Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. - Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей). Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки. - Итак, конкурс загадок продолжается. - Загадки для команды «Орлята»: • Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач Слайд 13-1) • Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-розовый…скворец слайд 13-2 - Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы вернуться в родные места? ( Это перелетные птицы) Слайд 14-пустой - Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ласточка, журавль, соловей, жаворонок и др.) Конкурс №3 «Кому улетать?» Слайд 15-1 - У каждой команды на столе конверты №1: В них задание рисунки с изображением и названием птиц. У каждой перелетной птицы нарисуйте на лапке кольцо и назовите её. (Слайд 15-2 – перелетные птицы – названия) Двигательная пауза «Птицелов» Слайд 16 - В центре птицелов с завязанными глазами. Дети-птицы ходят вокруг него со словами: • В лесу, во лесочке, На земле, на дубочке, Птицы весело поют: «Ай, птицелов идет Он в неволю нас возьмет, Птицы улетайте!» Птицелов хлопает в ладоши, птицы замирают, кто-то издает крик птицы, Птицелов должен узнать птицу и ребенка по голосу. Конкурс №4 «Третий лишний» (Слайд 17) Конверт 3. Задание: В каждой тройке птиц выбрать лишнюю птицу, назвать ее и объяснить, почему она лишняя: «Орлята»: • Галка, ласточка, ворона • Воробей, соловей, скворец. «Совята»: • Грач, сорока, синица • Голубь, ласточка, журавль Слайд 18 (Правильные ответы) - Слово предоставляется жюри. - Ребята, а как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесёт он радость. Слайд 19- скворечник. - А этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. Конкурс №5 «Строим скворечник» - На столах конверты №3: Задание командам собрать из имеющихся деталей скворечник и сделать аппликацию. Аппликации – жюри. Конкурс №6 «Птичьи разговоры» - Мы теперь знаем, какие бывают птицы: перелетные, зимующие, домашние, где они живут, чем питаются. А как же они разговаривают? И следующий конкурс Слайд 20 - Для каждой команды на доске название птиц. Вам необходимо выбрать, как разговаривает та или иная птица: Вороны – каркают Голуби – воркуют Снегири – свистят Совы – ухают Синицы – свистят Сороки – стрекочут Клесты – цокают Воробьи – чирикают Слайд 21-пустой - А теперь, попробуем узнать по описанию, о какой птице идёт речь: Следующий Конкурс №7 «Узнай по описанию» Слайд 22 Орлята: - Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц (Кукушка) Слайд 23-1 Совята: - Птичка ростом с воробья, с утра до вечера без устали перепархивает с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью, она будет клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала. У этих птичек белые щечки и грудка, жёлтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые (Синица) Слайд 23-2 - И наш итоговый конкурс покажет, как вы запомнили, о чём сегодня мы говорили на занятии, и называется он Конкурс №8 «Вопрос – ответ» Слайд 24 - Для каждой команды я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него. Для команды «Совята»: 1) - Какая птица бывает почтовой? (Голубь) Для команды «Орлята»: 2) - Какая птица носит чёрный галстук на желтой грудке? (Синица) 1) – Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова) 2) – Какая птица не вьёт своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) 1) – Какая крупная птица не умеет летать, но хорошо бегает? (страус) 2) – Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей) 1) – Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока) 2) – Какую из птиц называют санитаром леса? (Дятел) 1) – Болотная птица стоит на одной ноге, поджав другую (Цапля) 2) – Какая самая маленькая птица в мире? (колибри) - Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы, а человек должен охранять и беречь природу». IV. Итог. Слайд 25 - пустой - О чем мы сегодня говорили? - Какие бывают птицы? - Назовите перелетных птиц? Зимующих? - Как мы можем помочь птицам? Все старались, были активными, обе команды стремились к победе. - Для подведения итогов предоставим слово нашему жюри.
Рефлексия. Слайд 26 Спасибо за работу - Если занятие понравилось, и узнали что-то новое возьмите с парты солнышко и прикрепите магнитом к доске, если не узнали ничего нового, и было неинтересно на занятии – прикрепите тучку.
Самоанализ занятия КВН «Птицы, всё о них» Воспитательский час «Птицы, всё о них» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания – экологическое воспитание. Это итоговое занятие по этому направлению. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – КВН. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными в 1-3 классах. Его основные цели: • расширить знания детей о жизни птиц; • продолжить формирование экологического мировоззрения и культуры; • воспитывать любовь, бережное отношение к природе; • корригировать мышление на основе аналитико-синтетической деятельности. При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций. Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу. Коррекционная направленность занятия выразилась: • во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций; • в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников; • в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала; • во включении вопросно-ответной формы беседы. Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась двигательная пауза. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям. По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.