Главная » 2013»Март»8 » Методическое объединение по теме: «О правилах хорошего тона за столом».
Методическое объединение по теме: «О правилах хорошего тона за столом».
08.03.2013 15:30
Из истории правил поведения за столом.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует общий уровень культуры человека. Этим умениям нужно обучать с детства, ибо усвоенное в детском возрасте становится привычкой и необходимостью в зрелом. Определенные правила поведения за столом существовали уже в древности. Существовали эти правила и на Руси.
По мере развития общества свод этих правил пополнялся. Например, в XV веке, когда еще не было столовых приборов и гости брали еду пальцами, строгий этикет не разрешал прикасаться к общей посуде грязными и жирными руками. Еду брали только тремя пальцами, поэтому пирующие старались держать два крайних пальца «изысканно» оттопыренными. (К сожалению, и в настоящее время можно увидеть людей, желающих выглядеть «элегантно» и точно так же держащих чашку кофе или нож.)
В феодальных замках существовала церемония подачи блюд: когда вносили еду, все вставали и снимали шляпы, затем мыли руки и целовались. По нескольку человек ели из одной тарелки, но были строгие правила, кому, в зависимости от знатности, полагается начинать трапезу. Так же — в порядке знатности — гости рассаживались за столом.
Ширился свод правил и в России, В XVIII веке Императорская Академия наук выпустила Правила поведения в повседневной жизни, где можно найти много указаний о поведении молодых людей за столом. В них, в частности, говорится, что никогда не следует восхвалять и возвышать себя без нужды — нужно ждать, чтобы другие со стороны это сказали.
Согласно этим правилам, нельзя чистить зубы ножом, отрезать хлеб, прижав буханку хлеба к груди; облизывать себе пальцы; сооружать вокруг тарелки частокол из костей, хлебных корок и пр.; пить первому, брать еды больше, чем можешь съесть. Крепкий напиток правила рекомендуют пить из маленькой рюмки, более слабый — из стакана; помнить, что алкоголь развязывает язык и связывает ум. Некоторые из этих правил сегодня вызовут кое у кого улыбку. Однако, на наш взгляд, существует еще немало людей, кому такие поучения были бы необходимы.
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Но как просто и ненавязчиво объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый?
Наша работа представляет собой беседу с ребёнком младшего школьного возраста, в которой сочетаются объяснение правил поведения за столом с занимательными историческими фактами. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.
Как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовав поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам.
Об этом мы сегодня имеем возможность поговорить на нашем методическом объединение тема которого : «О правилах хорошего тона за столом».
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха. Воспользовавшись советом мудрого народа «Ум хорошо, а два лучше», все вопросы мы выносим на обсуждение.
Итак, мною были даны воспитателям вопросы, давайте послушаем, что получилось……
1 вопрос --------- Гномики. С чего следует начинать воспитание культуры поведения за столом?
2 вопрос-----------Чебурашки. Какие методы и приемы в усвоении и выполнении правил сервировки являются самыми эффективными?
3------Ольга Николаевна и Анна Николаевна ст.гр. Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводится в-лю? Какие, по-вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми в данном направлении?
4--------подготов.группа Любовь Васильевна И Татьяна Юрьевна Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки и хорошего тона за столом? Ваши планы работы на ближайший период для достижения результатов по данному вопросу?
5--------ср.гр. Евгения Васильевна и Тамара Илларионовна Придумать игру или физ.мин. на закрепление одного из правил сервировки и поведения за столом?
6---------мл.гр. Светлана Владимировна и Евгения Алексаксандровна Сочинить сказку на тему: «Почему соловые приборы так располагаются на столе?»
А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог. Какие правила, советы Вы бы дали ему, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом. Клубок ниток………
1.Больше хвалить детей. 2.Не ругать. 3. Поучать на примере своего поведения. 4. Больше играть. 5. Изучи и выполняй все правила поведения. 6. Каждый день сообщай об успехах детей родителей. 7.Ни на день не забывать о привития правил поведения за столом. 8. Прочитывай стихи о правилах поведения за столом. 9. Оформи наглядность.
Игра, как вы все знаете – основной вид деятельности у дошкольников. Без игры нет детства. Игра – это умение весело и непринужденно общаться. От нас, педагогов, зависит, принесет ли игра радость познания.
Я предлагаю поиграть в игру « Острое блюдо». Лопнуть шарик и ответить на вопрос.
Вопросы: Куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды?
Можно ли есть от целого куска?
Куда следует положить локти во время еды?
Нужно ли вылизывать остатки супа на тарелке?
При доедании супа тарелку наклоняют к себе или от себя?
Как нужно правильно пользоваться салфеткой?
В своих группах каждый из нас каждый день учит правилам поведения за столом . Давайте посмотрим, что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать?
Фишки, лежащие на столе, помогут определит степень результативности нашей работы по воспитанию культуры поведения за столом.
Я буду называть правило, а ВЫ, если дети его выполняют , кладете себе фишку красного цвета, если немногие – желтого, а если не выполняют – синего. 1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола. 2. Чашки с чаем или компотом подаются на блюдце с ложкой. 3. Всегда на столах имеются салфетки. 4. Соблюдается последовательность сервировки. 5. Мальчики подают стул девочкам со словами « прошу садиться, пожалуйста». 6. Дети правильно держат ложку, вилку. 7. Умеют пользоваться ножом. 8. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку. 9. Не едят от целого куска. 10. Не выбирают кусок на тарелке. 11. Не вылизывают тарелку, не пьют из тарелки. 12. При доедании супа тарелку наклоняют от себя. 13. Пережевывают пищу с закрытым ртом. 14. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирая рот, а прикладывая ко рту. 15. Использованные приборы кладут на тарелки параллельно ручками влево. 16. Благодарят после еды и убирают посуду. 17. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.
Давайте посмотрим, что получилось…… Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации – прекрасное качество для каждого педагога.
Слово предоставляется Ольге Фёдоровне………..
И подводя итоги нашего мет.об. хочется сказать: Предлагаю Вам подвести к законченности тему : «О правилах хорошего тона за столом», и
1.Провести для родителей консультации по данной теме.
2.В каждой группе пользоваться столовыми приборами, салфетками, скатертями в соответствии с возрастом.
3.Оформить на группе наглядные пособия, плакаты для детей.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.