Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Описание опыта работы
«Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Лебедева Алена Геннадьевна
п. Малиновский 2012
Введение Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразующие геометрических фигур. Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности , так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение. Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считают, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения. Особую роль на современном этапе обучения отводиться нестандартным дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. Эти дидактические средства используются в разных странах. Отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а так же в недостаточном количестве соответствующей методической литературы. Изучив материал и разработки ведущих педагогов – Михайловой З.А., Непомнящей Р.Л., Комаровой Л.Д по развитию логики, определила тему по самообразованию «Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста». Целью данной темы является создание условий для развития логического мышления с помощью авторских игр математического содержания у детей старшего дошкольного возраста. Слайд. Задачи: 1. Развивать у детей логическое мышление через авторские игры блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. 2. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение. 3. Способствовать формированию у детей делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи. 4. Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте). 5. Развивать зрительную память и мелкую моторику руки. Новизна темы: использование нетрадиционных развивающих игр с математическим содержанием в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Предполагаемый результат: 1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать. 2. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера. 3. Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине. 4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.
Основная часть. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, была изучена мною методическая литература таких авторов как, Михайловой З.А., Волчковой Н.В., Комаровой, Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., а так же периодическая печать. Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Апробация авторских игр проводилась на базе МБДОУ «Улыбка» с детьми старшей группы, а в последующем и подготовительной группы. Для результативного проведения этих игр определила следующие этапы, вы их прочтете на экране. • Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий, оформление уголка математического развития); • составление перспективного плана; • использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни; • привлечение педагогов ДОУ и родителей в процессе обучения развития мышления старших дошкольников; • для родителей и педагогов представлены письменные консультации. Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводятся в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности. Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции. Играя с блоками Дьенеша привлекало внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п. В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или». Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине). Игры с палочками Кюизенера проводятся так же в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласны принимать участие в приобретении дидактических пособий (альбомы с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша). Заключение. По результатам ежегодного мониторинга видна положительная динамика по развитию логико – математического мышления у детей с 14,2% (2010г.) до 50% (2012г.). Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не». На данный момент работаю на средней группе детского сада, использую игры для среднего возраста в режимных моментах. В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина».
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.