Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0


Главная » 2012 » Сентябрь » 25 » Описание опыта работы
Описание опыта работы
25.09.2012 19:51
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Описание опыта работы

«Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:
Лебедева Алена Геннадьевна

п. Малиновский
2012

Введение
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразующие геометрических фигур.
Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности , так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно, доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считают, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить адекватное развитие мышления ребенка.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения.
Особую роль на современном этапе обучения отводиться нестандартным дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. Эти дидактические средства используются в разных странах. Отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а так же в недостаточном количестве соответствующей методической литературы.
Изучив материал и разработки ведущих педагогов – Михайловой З.А., Непомнящей Р.Л., Комаровой Л.Д по развитию логики, определила тему по самообразованию «Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста».
Целью данной темы является создание условий для развития логического мышления с помощью авторских игр математического содержания у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд. Задачи:
1. Развивать у детей логическое мышление через авторские игры блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
2. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
3. Способствовать формированию у детей делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.
4. Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте).
5. Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.
Новизна темы: использование нетрадиционных развивающих игр с математическим содержанием в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
2. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.
3. Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Основная часть.
В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, была изучена мною методическая литература таких авторов как, Михайловой З.А., Волчковой Н.В., Комаровой, Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., а так же периодическая печать. Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Апробация авторских игр проводилась на базе МБДОУ «Улыбка» с детьми старшей группы, а в последующем и подготовительной группы.
Для результативного проведения этих игр определила следующие этапы, вы их прочтете на экране.
• Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий, оформление уголка математического развития);
• составление перспективного плана;
• использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;
• привлечение педагогов ДОУ и родителей в процессе обучения развития мышления старших дошкольников;
• для родителей и педагогов представлены письменные консультации.
Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводятся в режимных моментах.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности.
Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции. Играя с блоками Дьенеша привлекало внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.
В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или». Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).
Игры с палочками Кюизенера проводятся так же в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласны принимать участие в приобретении дидактических пособий (альбомы с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша).
Заключение.
По результатам ежегодного мониторинга видна положительная динамика по развитию логико – математического мышления у детей с 14,2% (2010г.) до 50% (2012г.). Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
На данный момент работаю на средней группе детского сада, использую игры для среднего возраста в режимных моментах.
В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина».
Просмотров: 2955 | Добавила alenalebedeva1974  в свой дневник | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.