Семья-это главное, что есть в жизни каждого человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с друзьями, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу взаимностью. Это та среда, которая дает человеку все начала в жизни. Наверное, все хотят, чтобы их семья была дружной и крепкой. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Именно проблеме отношений в семье и посвящен наш проект. Мы предполагаем, что в настоящее время многим детям не хватает родительского внимания. Причиной этому может быть занятость родителей на работе - на общение с ребенком остается мало времени, тогда дети предоставлены сами себе, и это влечет за собой негативные последствия (ребенок начинает пить, курить, тратить время без пользы). Детей обделяют лаской, любовью, заботой, из-за этого они чувствуют себя ненужными, отчужденными. Мы решили проверить, так ли это на самом деле. Для того чтобы глубже заглянуть в душу ребенка, понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, живя в семье, мы использовали методику «Рисунок семьи», выявляющую внутрисемейные межличностные отношения. Для этого мы провели урок ИЗО в 4-х классах и попросили детей нарисовать свою семью. С помощью разработанных методик анализа рисунков мы проанализировали их работы. Картина оказалась не такой уж и позитивной. Только у 26% ребят нет серьезных проблем в семье. В своей работе они показали свою семью дружной, члены семьи практически не разобщены, почти вплотную нарисованы друг к другу, а это показатель эмоциональной близости. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.
С остальными работами дело обстоит иначе. Некоторые ребята не хотели изображать кого-то из семьи, один мальчик вообще отказался рисовать свою семью. Это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлемого члена семьи, что воспринимается ребенком как выход из конфликтной ситуации. Часто дети просто не прорисовывают лица, руки своих близких – это может указывать на агрессивные побуждения относительно этих людей. На двух работах была показана игра в мяч - это свидетель конкуренции, зависти в семье. Использование холодных цветов, как правило, свидетельствует о конфликтных отношениях. Вот что означают некоторые цвета: темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах; красный – агрессия, возбудимость; коричневый – отрицательные эмоции; черный – протест, разрушение; серый – безразличие, желание уйти. Также встречались и работы, где герои расположены далеко друг от друга, что указывает на эмоциональную разобщенность и опять же на конфликтную ситуацию в семье. На одной из работ мальчик не нарисовал свою маму (а она у него есть), это говорит о негативном отношении, конфликте, возможно, ревности к другим детям (брату). Интересно, что заштрихованный рот – символ агрессии, нападения; персонажи с большими глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные. Эту интерпретацию можно продолжать еще долго, но мы надеемся, что наша статья не оставит равнодушными читателей. Поэтому, уважаемые родители, близкие, родные люди, будьте внимательны к своим детям: возможно, им нужна ваша помощь!
Психологический портрет семьи наиболее полно может передаться в рисунке. Допустим если человек пассивный, то он будет или сидеть, или стоять с опущенными руками. Человек активный, подвижный на рисунке тоже будет в активном движении: идет, бежит, прыгает. Если он в жизни всегда кричит, то рот у него на рисунке тоже скорее всего будет открытым. Проблема отцов и детей в теме хорошо отражена и раскрыта. Так же и причины разногласий нашли выражение в сочинении. Существует еще много причин разногласий. Еще одна из них, как мне кажется, очень редко озвучивается в литературе. Люди растут всю жизнь. Т.е. можно сказать, что характер формируется в процессе всей жизни. Если ребенок видит в родителях взрослых, сформировавшихся людей, то родители видят себя совсем с другой стороны, или должны видеть. Люди не замечают, как они вырастают. И роль воспитателей для них новая. Чтобы сформировались навыки воспитания, нужно воспитать ребенка от рождения и до зрелого возраста. Ни у кого этих навыков нет. Они приходят с годами. Я хочу сказать, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают в свох родителях прежде всего родителей. Кроме детей эту функцию никто не может выполнить.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.