На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является организация процесса образования как целостного взаимодействия учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на развитие и формирование личности обучаемого [1].
Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает под руководством учителя или воспитателя создание в сознании детей проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4]. Именно эта технология способствует наиболее полному взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и ребенка.
В проблемной технологии основополагающим является принцип проблемности. Принцип – это предписание о действиях, необходимых для достижения поставленных целей [2].
Предписания принципа проблемного обучения состоят в:
– создании проблемы – начальный момент мыслительной деятельности;
– создании познавательного затруднения, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять;
– создании возможности ребенку самому решить поставленную проблему.
В практике обучения Селевко и другие установили конкретную зависимость [3]: если ребенка ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у ребенка развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном и воспитательном процессах организуется включение детей в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно принцип проблемности является необходимым условием для проявления данной закономерности и представляет собой практическую важность.
Итак, использование принципа проблемности в обучении и в воспитании детей при решении проблемы, поставленной воспитателем, способствует [2]:
– формированию у личности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а главное- коммуникабельность;
– обеспечению высокого уровня развития интеллектуальной и творческой сфер при включении учащихся в решение проблемы и поиск нового знания.
Проблемы взаимодействия человека и природы, воздействия человека на природу приняли огромные масштабы и стали угрозой нашему гармоничному существованию. Поэтому так необходимо осознание гармоничного сосуществования человека и природы через знание законов природы, через экологическое воспитание на этапах раннего развития детей (дошкольного), дабы привить любовь к природе и уважительному к ней отношению.
Например, в средних и подготовительных группах, я могу предложить занятие: «природоохранная деятельность человека» в рамках экологического воспитания. Алгоритм проведения занятия состоит в следующем:
1-й блок занятия: Проблемная задача №1. – как сохранить разнообразие растений и животных. Цель – актуализация знаний и умений детей. Ребята ищут пути решения проблемной задачи, используя рассказы воспитателя о значении природы для человека из научных и литературных источников. Воспитатель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется: важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии.
2-й блок занятия. Провести экскурсию по «экологическим тропам» на территории детского сада и сформулировать проблему №2, а именно: данное растение единственное на территории нашего сада, как нам его сохранить? Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей повторяется, но в процессе решения задачи ребята работают с другим источником информации. Этим источником информации является, продуманная воспитателем, система опорных вопросов. Заранее воспитателю необходимо подготовить список наводящих вопросов для совместного поиска решения проблемы (т.е. разработка приемов ухаживания и защиты растения от «браконьеров»), подготовить инвентарь, необходимый в решении проблемы (сберечь растение).
В данной модели занятия задействованы все виды деятельности:
- сюжетная игра предполагает: ребята берут на себя роль охранников природы, а территория сада это охраняемая территория;
- развитие мелкой моторики в процессе ухаживания за растением;
- трудовая деятельность: знакомство с инвентарем и овладение способами работы с ним;
- наблюдение за растением;
- конструирование: забор из прутиков и шпагата.
Для младших групп провести аналогию: озеленение города – озеленение группы.
Для старших и подготовительных групп, возможно проведение экспериментов с цветами (или веточками) и цветной водой на тему «как растения пьют». И через решение проблемы подвести к выводу о том, что необходимо сохранить водоемы от загрязнения, т. к. пресные водоемы это источник воды для человека.
Таким образом, возможно, адаптировать принцип проблемности в процессе экологического воспитания дошкольников, что имеет большое значение в развитие всех сфер личности ребенка.
Литература
1) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., Гардарики, 2007.
2) Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, Калинингр. ун-т, 1996.
3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1988.
4) Селевко Г.К. Проблемное обучение. // Школьные технологии. 2006. №6. С. 61-65. |