Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0


Главная » 2018 » Февраль » 25 » Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
25.02.2018 21:32
На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является организация процесса образования как целостного взаимодействия учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на развитие и формирование личности обучаемого [1].
Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает под руководством учителя или воспитателя создание в сознании детей проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4]. Именно эта технология способствует наиболее полному взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и ребенка.
В проблемной технологии основополагающим является принцип проблемности. Принцип – это предписание о действиях, необходимых для достижения поставленных целей [2].
Предписания принципа проблемного обучения состоят в:
– создании проблемы – начальный момент мыслительной деятельности;
– создании познавательного затруднения, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять;
– создании возможности ребенку самому решить поставленную проблему.
В практике обучения Селевко и другие установили конкретную зависимость [3]: если ребенка ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у ребенка развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном и воспитательном процессах организуется включение детей в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно принцип проблемности является необходимым условием для проявления данной закономерности и представляет собой практическую важность.
Итак, использование принципа проблемности в обучении и в воспитании детей при решении проблемы, поставленной воспитателем, способствует [2]:
– формированию у личности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а главное- коммуникабельность;
– обеспечению высокого уровня развития интеллектуальной и творческой сфер при включении учащихся в решение проблемы и поиск нового знания.
Проблемы взаимодействия человека и природы, воздействия человека на природу приняли огромные масштабы и стали угрозой нашему гармоничному существованию. Поэтому так необходимо осознание гармоничного сосуществования человека и природы через знание законов природы, через экологическое воспитание на этапах раннего развития детей (дошкольного), дабы привить любовь к природе и уважительному к ней отношению.
Например, в средних и подготовительных группах, я могу предложить занятие: «природоохранная деятельность человека» в рамках экологического воспитания. Алгоритм проведения занятия состоит в следующем:
1-й блок занятия: Проблемная задача №1. – как сохранить разнообразие растений и животных. Цель – актуализация знаний и умений детей. Ребята ищут пути решения проблемной задачи, используя рассказы воспитателя о значении природы для человека из научных и литературных источников. Воспитатель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется: важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии.
2-й блок занятия. Провести экскурсию по «экологическим тропам» на территории детского сада и сформулировать проблему №2, а именно: данное растение единственное на территории нашего сада, как нам его сохранить? Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей повторяется, но в процессе решения задачи ребята работают с другим источником информации. Этим источником информации является, продуманная воспитателем, система опорных вопросов. Заранее воспитателю необходимо подготовить список наводящих вопросов для совместного поиска решения проблемы (т.е. разработка приемов ухаживания и защиты растения от «браконьеров»), подготовить инвентарь, необходимый в решении проблемы (сберечь растение).
В данной модели занятия задействованы все виды деятельности:
- сюжетная игра предполагает: ребята берут на себя роль охранников природы, а территория сада это охраняемая территория;
- развитие мелкой моторики в процессе ухаживания за растением;
- трудовая деятельность: знакомство с инвентарем и овладение способами работы с ним;
- наблюдение за растением;
- конструирование: забор из прутиков и шпагата.
Для младших групп провести аналогию: озеленение города – озеленение группы.
Для старших и подготовительных групп, возможно проведение экспериментов с цветами (или веточками) и цветной водой на тему «как растения пьют». И через решение проблемы подвести к выводу о том, что необходимо сохранить водоемы от загрязнения, т. к. пресные водоемы это источник воды для человека.
Таким образом, возможно, адаптировать принцип проблемности в процессе экологического воспитания дошкольников, что имеет большое значение в развитие всех сфер личности ребенка.

Литература
1) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., Гардарики, 2007.
2) Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, Калинингр. ун-т, 1996.
3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1988.
4) Селевко Г.К. Проблемное обучение. // Школьные технологии. 2006. №6. С. 61-65.
Просмотров: 21985 | Добавила БабаИра  в свой дневник | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.