СПА с массажем в Подмосковье: отдых, который возвращает к жизни
Новогодние путешествия: куда поехать, чтобы почувствовать настоящее волшебство
Как сделать визит к детскому стоматологу комфортным и безболезненным
Профилактика стоматологических проблем у детей: как сохранить здоровую улыбку с ранних лет

На сайте всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
leonidbondarenko1965


Главная » 2018 » Февраль » 25 » Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
25.02.2018 21:32
На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является организация процесса образования как целостного взаимодействия учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на развитие и формирование личности обучаемого [1].
Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает под руководством учителя или воспитателя создание в сознании детей проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4]. Именно эта технология способствует наиболее полному взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и ребенка.
В проблемной технологии основополагающим является принцип проблемности. Принцип – это предписание о действиях, необходимых для достижения поставленных целей [2].
Предписания принципа проблемного обучения состоят в:
– создании проблемы – начальный момент мыслительной деятельности;
– создании познавательного затруднения, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять;
– создании возможности ребенку самому решить поставленную проблему.
В практике обучения Селевко и другие установили конкретную зависимость [3]: если ребенка ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у ребенка развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном и воспитательном процессах организуется включение детей в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно принцип проблемности является необходимым условием для проявления данной закономерности и представляет собой практическую важность.
Итак, использование принципа проблемности в обучении и в воспитании детей при решении проблемы, поставленной воспитателем, способствует [2]:
– формированию у личности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а главное- коммуникабельность;
– обеспечению высокого уровня развития интеллектуальной и творческой сфер при включении учащихся в решение проблемы и поиск нового знания.
Проблемы взаимодействия человека и природы, воздействия человека на природу приняли огромные масштабы и стали угрозой нашему гармоничному существованию. Поэтому так необходимо осознание гармоничного сосуществования человека и природы через знание законов природы, через экологическое воспитание на этапах раннего развития детей (дошкольного), дабы привить любовь к природе и уважительному к ней отношению.
Например, в средних и подготовительных группах, я могу предложить занятие: «природоохранная деятельность человека» в рамках экологического воспитания. Алгоритм проведения занятия состоит в следующем:
1-й блок занятия: Проблемная задача №1. – как сохранить разнообразие растений и животных. Цель – актуализация знаний и умений детей. Ребята ищут пути решения проблемной задачи, используя рассказы воспитателя о значении природы для человека из научных и литературных источников. Воспитатель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется: важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии.
2-й блок занятия. Провести экскурсию по «экологическим тропам» на территории детского сада и сформулировать проблему №2, а именно: данное растение единственное на территории нашего сада, как нам его сохранить? Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей повторяется, но в процессе решения задачи ребята работают с другим источником информации. Этим источником информации является, продуманная воспитателем, система опорных вопросов. Заранее воспитателю необходимо подготовить список наводящих вопросов для совместного поиска решения проблемы (т.е. разработка приемов ухаживания и защиты растения от «браконьеров»), подготовить инвентарь, необходимый в решении проблемы (сберечь растение).
В данной модели занятия задействованы все виды деятельности:
- сюжетная игра предполагает: ребята берут на себя роль охранников природы, а территория сада это охраняемая территория;
- развитие мелкой моторики в процессе ухаживания за растением;
- трудовая деятельность: знакомство с инвентарем и овладение способами работы с ним;
- наблюдение за растением;
- конструирование: забор из прутиков и шпагата.
Для младших групп провести аналогию: озеленение города – озеленение группы.
Для старших и подготовительных групп, возможно проведение экспериментов с цветами (или веточками) и цветной водой на тему «как растения пьют». И через решение проблемы подвести к выводу о том, что необходимо сохранить водоемы от загрязнения, т. к. пресные водоемы это источник воды для человека.
Таким образом, возможно, адаптировать принцип проблемности в процессе экологического воспитания дошкольников, что имеет большое значение в развитие всех сфер личности ребенка.

Литература
1) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., Гардарики, 2007.
2) Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, Калинингр. ун-т, 1996.
3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1988.
4) Селевко Г.К. Проблемное обучение. // Школьные технологии. 2006. №6. С. 61-65.
Просмотров: 31558 | Добавила БабаИра  в свой дневник | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Согласен на Обработку персональных данных? *:
Код *:




Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXIV Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
II Всероссийский творческий конкурс "Краски осеннего леса"
VII Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
III Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Подводный калейдоскоп"
XXIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2025
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.11.2025


Реклама на сайте
О нас
Обратная связь
Политика конфиденциальности
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.