Детям – самые увлекательные книги для летних каникул в Книга в Руке
Расскажем, как выбрать специальность в вузе, а также как повысить оригинальность текста
Онлайн-школа – путь к успеху
Организуем выпускной вечер

На сайте всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0



Главная » 2018 » Февраль » 25 » Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
25.02.2018 21:32
На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является организация процесса образования как целостного взаимодействия учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на развитие и формирование личности обучаемого [1].
Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает под руководством учителя или воспитателя создание в сознании детей проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4]. Именно эта технология способствует наиболее полному взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и ребенка.
В проблемной технологии основополагающим является принцип проблемности. Принцип – это предписание о действиях, необходимых для достижения поставленных целей [2].
Предписания принципа проблемного обучения состоят в:
– создании проблемы – начальный момент мыслительной деятельности;
– создании познавательного затруднения, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять;
– создании возможности ребенку самому решить поставленную проблему.
В практике обучения Селевко и другие установили конкретную зависимость [3]: если ребенка ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у ребенка развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном и воспитательном процессах организуется включение детей в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно принцип проблемности является необходимым условием для проявления данной закономерности и представляет собой практическую важность.
Итак, использование принципа проблемности в обучении и в воспитании детей при решении проблемы, поставленной воспитателем, способствует [2]:
– формированию у личности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а главное- коммуникабельность;
– обеспечению высокого уровня развития интеллектуальной и творческой сфер при включении учащихся в решение проблемы и поиск нового знания.
Проблемы взаимодействия человека и природы, воздействия человека на природу приняли огромные масштабы и стали угрозой нашему гармоничному существованию. Поэтому так необходимо осознание гармоничного сосуществования человека и природы через знание законов природы, через экологическое воспитание на этапах раннего развития детей (дошкольного), дабы привить любовь к природе и уважительному к ней отношению.
Например, в средних и подготовительных группах, я могу предложить занятие: «природоохранная деятельность человека» в рамках экологического воспитания. Алгоритм проведения занятия состоит в следующем:
1-й блок занятия: Проблемная задача №1. – как сохранить разнообразие растений и животных. Цель – актуализация знаний и умений детей. Ребята ищут пути решения проблемной задачи, используя рассказы воспитателя о значении природы для человека из научных и литературных источников. Воспитатель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется: важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии.
2-й блок занятия. Провести экскурсию по «экологическим тропам» на территории детского сада и сформулировать проблему №2, а именно: данное растение единственное на территории нашего сада, как нам его сохранить? Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей повторяется, но в процессе решения задачи ребята работают с другим источником информации. Этим источником информации является, продуманная воспитателем, система опорных вопросов. Заранее воспитателю необходимо подготовить список наводящих вопросов для совместного поиска решения проблемы (т.е. разработка приемов ухаживания и защиты растения от «браконьеров»), подготовить инвентарь, необходимый в решении проблемы (сберечь растение).
В данной модели занятия задействованы все виды деятельности:
- сюжетная игра предполагает: ребята берут на себя роль охранников природы, а территория сада это охраняемая территория;
- развитие мелкой моторики в процессе ухаживания за растением;
- трудовая деятельность: знакомство с инвентарем и овладение способами работы с ним;
- наблюдение за растением;
- конструирование: забор из прутиков и шпагата.
Для младших групп провести аналогию: озеленение города – озеленение группы.
Для старших и подготовительных групп, возможно проведение экспериментов с цветами (или веточками) и цветной водой на тему «как растения пьют». И через решение проблемы подвести к выводу о том, что необходимо сохранить водоемы от загрязнения, т. к. пресные водоемы это источник воды для человека.
Таким образом, возможно, адаптировать принцип проблемности в процессе экологического воспитания дошкольников, что имеет большое значение в развитие всех сфер личности ребенка.

Литература
1) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., Гардарики, 2007.
2) Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, Калинингр. ун-т, 1996.
3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1988.
4) Селевко Г.К. Проблемное обучение. // Школьные технологии. 2006. №6. С. 61-65.
Просмотров: 10981 | Добавила БабаИра  в свой дневник | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:






Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIV Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
IV Всероссийский творческий конкурс "Яркие картинки лета"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
VI Всероссийский творческий конкурс "Мир фантазий"
VI Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
V Всероссийский творческий конкурс "Подводный калейдоскоп"
XI Всероссийский творческий конкурс "Пластилиновая фантазия"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2022
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.08.2022


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.