Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Чтение и письмо

Статья "Добуквенный период обучения грамоте дошкольников"

15.03.2015, 11:50
Кудряшова Елена Варисовна
воспитатель МБДОУ №160 г. Кемерово
Статья по теме
«Добуквенный период обучения грамоте дошкольников»
(для детей 5-6 лет)

Автор:
Кудряшова Елена Варисовна
Воспитатель МБДОУ № 160
«Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово

«Ключ к проблеме развивающего обучения – это содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности содержания …» Д.Б. Эльконин
Теоретический тезис о связи умственного развития с содержанием учебных предметов, чтобы оно привело к формированию полноценных понятий. А для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений детей.
Известно, что в основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть, которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение – или функцию – только в сочетании с другими языковыми единицами, т.е. в зависимости от своего языкового окружения, от своей позиции в слове, предложении, тексте. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях.
Прежде чем знакомить детей с буквами, их нужно научиться различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Звуки – материя языка. И переориентация со звука на букву приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ. Вне звуковой оболочки нет языка, а буквы искусственная «одежда» слова, изобретение человека. Прочитывая слово, мы воспроизводим его звучание и только через него идем к пониманию значения слова.
Фонемный анализ, т.е. умение понимать звуковую последовательность из слова, становится способом действий, если с самого начала своего формирования он складывается целенаправленно и осознанно: осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.
Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее
Контролируется в полном слове.
«Лиса»
[л’л’и-са]
[л’ии- са]
[л’и-сса]
[л’и-саа]
Между звучанием и его лексическим значение в языке существует закономерная связь, всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанности ведет к искажению «звукового портрета».
Представление о звуках, как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами влияет на методику обучения фонетике, тем самым мы усложняем и без того нелегкий путь усвоения способов фонемного анализа.
У детей 5-6 лет наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения. У них формируется осознание своих произносительных умений, не вызывает трудности, а, наоборот, делает процесс работы с моделями слов развивающим, интересным. Главное – делать это, играя.
Начать работу по звуковому анализу слов, прежде всего с понятия «Звук».
Вы можете предложить детям отправиться на автобусе в лес.
Что вы видите за окнами? (деревья, цветы, животных, птиц, и т.п.)
Вот мы приехали на лесную поляну, давайте поиграем (игра «У медведя во бору»).
А теперь давайте отдохнем. Закройте глазки и послушайте, … Что вы слышите? Какие голоса? (голоса птиц, животных).
Все эти птицы, животные, насекомые и даже растения издают звуки.
Какой звук издает медведь? ([р-р-р]), а волк ([у-у-у]), падающий листочек? ([ш-ш-ш]) и т.д.
Правильно, звуки мы слышим и произносим. Но мы с вами произносим не просто звуки, а слова, например, «мама», «солнце», «лето». И в словах живет не один звук, а несколько.

Структура слова.
А сейчас мы с вами побываем на необыкновенной стройке. Посмотрим, как звуки занимаются своим главным делом – строительством слов.
Посмотрите, что изображено у меня на картинке (луна)
Давайте поможем нашим строителям
[лллу-на] - Как зовут первый звук? ([л])
Спойте его песенку ([лллл])
А я буду рисовать комнату для этого звука –
[лууу - на] – как зовут второй звук ([у]), спойте эту песенку, вот вторая комната для звука -
[лу-ннна], какой третий звук ([н]) -
[лу-нааа], какой четвертый звук ([а]) -
Какое слово у нас получилось? (луна).

Гласные звуки.
Дети сегодня мы отправимся в гости к звукам, они приготовили для нас угощение. Звуки хотели испечь нам торт. Нашли первый звук (т) и поставили ее в печку, собрали третий и четвертый звук, а второго так и не нашли. Посмотрим, что у нас получилось -
т р т
Огорчились звуки, но решили сделать сладкий крем. Но и крем не получился: опять не хватило одного звука
к р м
Даже простая каша не получилась. Совсем расстроились звуки: угощения нет – придется отменять праздник. Куда же пропали необходимые звуки? А оказывается есть такие волшебные злые звукоморы. Они заколдовывают звуки. Подменяют их. А иногда и съедают. Один из этих звукоморов по имени АМ пробрался и съел некоторые звуки. Давайте посмотрим, что же это за звуки. Какого звука не хватило для слова торт (звука [о]).
Какой звук пропущен в слове крем? (звук [э]).
А каких звуков не хватает в слове каша ([а]).
Давайте споем эти звуки [ооо], [ааа], [эээ]. Можно положить палец в рот и пропеть. Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются гласные звуки. Их то и любит Ам, сразу разевает на них рот.
Как же помочь звукам … Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета. Если громко пропеть гласный звук и поднять красную карточку, Ам испугается и убежит.
Давайте прогоним Ама и вернем звуки на свои места.

Т о р т к р е м к а ш а

Согласные звуки.
Дети, мы с вами победили не всех звукоморов. Есть такой злой звукомор, которого зовут Палецвротнеклади. Он любит, есть звуки, которые нельзя произносить с открытым ртом. Такие звуки мы называет согласные. Согласные звуки образуются с помощью голоса и шума, не тянутся и не поются. Покажите, что вы можете защищать согласный звук. Как только я назову согласный, поднимите желтую карточку.

Мягкие и твердые согласные.
Сегодня к нам в гости пришли два брата Том и Тим (две одинаковые куклы, у одного, одежда зеленого цвета, у другого – синего). Они просили, чтобы мы помогли изобразить их имена.
[тттом] – Какой первый звук? (согласный [т])
[тооом] – Какой второй звук? (гласный [о])
[томмм] – Какой третий звук? (согласный [м])
Посмотрите, что у нас получилось -
[т’т’т’им] – Какой первый звук? (согласный [т’])
[т'ииим] – Какой второй звук? (гласный [и])
[тиммм] – Какой третий звук? (согласный [м])
Вот мы изобразили слово Тим -
Дети, оба имени получились у нас одинаковыми, как же нам их различить?
Давайте произнесем первый звук в слове Том ([т]) и в слове Тим ([т’]). Одинаковый ли звук в этих именах? Как вам кажется, какой звук мягче?
Сам Тим такой же мягкий и любит все, что начинается с мягкого согласного: ест тефтели, мед, рисует кистью и ему нравится зеленый цвет. Поэтому мягкий согласный мы может обозначать зеленым цветом. А Том, наоборот, очень твердый и всегда любит то, что начинается с твердого согласного звука: любит томатный сок, носит пальто и любит пускать пузыри. А нравится ему – синий цвет. Поэтому твердые согласные мы можем обозначать синим цветом.
Посмотрите, теперь мы сможем различить братьев.

Т о м Т и м
Для звукового анализа дошкольников лучше использовать слова, состоящие из фонем в сильных и слабых позициях (конец слова, перед парными звонкими и глухими согласными) практически совпадающих со своими акустическими характеристиками с сильными позициями тех же фонем: са̠ды, но̠с, пи̠ла (звуки и буквы в них совпадают).

Когда дети в основном научатся ориентироваться на звучащее слово. Можно брать слова с ударением на втором слоге, например, «каша» ([каша]). Определять ударный слог, либо позвать – «ка́ша!», либо спросить – «ка́ша?».

Звуковой анализ слова осуществляется в следующей последовательности:
(Воспитатель не называет детям - «звуковой анализ», мы слово «изображаем»).

воспитатель ребенок
Протягиваю (выделяю голосом) первый звук в полном слове [л’л’л’иса]
Какой первый звук


[л’] он согласный, мягкий
Обозначь выделенный звук Обозначаю зеленым цветом

[л’иииса], назови звук [и], он гласный
Изобрази этот звук в слове Обозначаю красным цветом

[л’иссса], какой следующий звук [с ], он согласный, твердый
Обозначь звук [с] Обозначаю, синим цветом

[л’исааа], какой последний звук [а], гласный

Обозначь выделенный звук Обозначаю красным цветом

Найди ударный слог [л’иса́а́а́]
Проверь, получилось ли слово, раздели его на слоги
[л’л’л’иииссса́а́а́]

Итак, один из центральных принципов добуквенного периода – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающих лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный: чисто звуковой период обучения «от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строения звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Список используемых источников:

1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
2. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю.
Авторы: Елена Бугременко, Полина Жедек, Галина Цукерман Издательство: Просвещение ISBN 5-09-01-797-1; 2003 г.
3. Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Москва 2001 г.


Категория: Чтение и письмо | Добавил: Elenakudriashova
Просмотров: 3331 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.