Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 38
Гостей: 37
Пользователей: 1
Мария40


Главная » Дошкольное образование » Эстетическое воспитание

Статья "Фольклор в воспитании и обучении детей"

10.03.2012, 00:12
Федорова Ольга Павловна
воспитатель МБДОУ г. Астрахани №52 "Росинка"
МБДОУ г. Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна
воспитатель

Фольклор в воспитании и обучении ребенка.

Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.
Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.
В чем же ценность фольклорных произведений?
Они обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха (например: «ай, та-ту, ай, та-ту; а качи-качи-качи; туки-так, туки-так и т.д.) Эти звукосочетания – наигрыш – уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками. Эти звукосочетания – наигрыш взрослый использует в сочетании с игровыми приемами (похлопывание в ладоши, другие движения руками). Причем использовать их можно на мотив народных песен и еще при этом можно показывать произведения народного прикладного творчества (расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки).
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств.
Потешка помогает ребенку «открыть» себя.
Например: - Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый рост, красоту, сметливый ум.
Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
Большим подспорьем в организации режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки.
Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело:
С гуся вода, с Пети худоба.
С гуся вода, с Пети худоба.
Или при боли, успокаивая ребенка, можно подуть на больное место и приговаривать:
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности.
Например: Потешка: Сорока – белобока.
Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.
Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.


Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: xelga_fedopova
Просмотров: 2423 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.