К себе с любовью
Учимся без забот
Развитие длиною в жизнь
Вкусная выпечка для диабетиков: рецепты без сахара

На сайте всего: 20
Гостей: 19
Пользователей: 1
ivan0vaelena81


Главная » Дошкольное образование » Эстетическое воспитание

Статья "Фольклор в воспитании и обучении детей"

10.03.2012, 00:12
Федорова Ольга Павловна
воспитатель МБДОУ г. Астрахани №52 "Росинка"
МБДОУ г. Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна
воспитатель

Фольклор в воспитании и обучении ребенка.

Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.
Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.
В чем же ценность фольклорных произведений?
Они обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха (например: «ай, та-ту, ай, та-ту; а качи-качи-качи; туки-так, туки-так и т.д.) Эти звукосочетания – наигрыш – уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками. Эти звукосочетания – наигрыш взрослый использует в сочетании с игровыми приемами (похлопывание в ладоши, другие движения руками). Причем использовать их можно на мотив народных песен и еще при этом можно показывать произведения народного прикладного творчества (расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки).
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств.
Потешка помогает ребенку «открыть» себя.
Например: - Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый рост, красоту, сметливый ум.
Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
Большим подспорьем в организации режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки.
Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело:
С гуся вода, с Пети худоба.
С гуся вода, с Пети худоба.
Или при боли, успокаивая ребенка, можно подуть на больное место и приговаривать:
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности.
Например: Потешка: Сорока – белобока.
Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.
Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.


Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: xelga_fedopova
Просмотров: 2466 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Зимний марафон"
Международный творческий конкурс посвященный Символу 2025 года "Змейка-новогодняя Чародейка!"
X Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя мастерская"
IX Всероссийский творческий конкурс "Ёлочка-красавица!"
VI Всероссийский творческий конкурс "Зверюшки на лесной опушке"
VI Всероссийский творческий конкурс "Сытая птица зимы не боится"
XII Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 23.12.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.