МБДОУ г. Астрахани №52 «Росинка» Федорова Ольга Павловна воспитатель
Фольклор в воспитании и обучении ребенка.
Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности. Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. В чем же ценность фольклорных произведений? Они обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха (например: «ай, та-ту, ай, та-ту; а качи-качи-качи; туки-так, туки-так и т.д.) Эти звукосочетания – наигрыш – уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками. Эти звукосочетания – наигрыш взрослый использует в сочетании с игровыми приемами (похлопывание в ладоши, другие движения руками). Причем использовать их можно на мотив народных песен и еще при этом можно показывать произведения народного прикладного творчества (расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки). Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств. Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Например: - Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть? Я и сам укушу, Да и Бореньке снесу. Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый рост, красоту, сметливый ум. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека. Большим подспорьем в организации режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки. Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело: С гуся вода, с Пети худоба. С гуся вода, с Пети худоба. Или при боли, успокаивая ребенка, можно подуть на больное место и приговаривать: У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи. Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности. Например: Потешка: Сорока – белобока. Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких. Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.
|