Фонетические игры служат хорошим подспорьем в общении с малышами как
дома, так и на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным
руководителем. С помощью игр легко наладить контакт с ребёнком, создать
комфортную эмоциональную среду. Игры используются для развития
звуко-произносительных навыков,просодической стороны речи. Возрастная категория, на которую рассчитан материал: 2-4
«Песенки –чудесенки»
Свисток раздался строгий - «ССС…» Шипит сердито шина – «ШШШ…»
Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…», Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».
Воркуют голуби - «ГРУ-ГРУ», Трубит слонёнок - «ТУ-РУ-РУ».
Синичка тенькает - «ТЕНЬ-ТЕНЬ», А балалайка - «ТРЕНДИ-БРЕНЬ».
Ручей журчит - «ДИНЬ-ДИНЬ, ДИНЬ-ДИНЬ», Звенит будильник - «ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ».
Труба трубит - «ТУ-РУ-РУ-РУ», А дрель жужжит - «ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ».
Лягушка квакает - «КВА-КВА», Ревёт осёл-«ИА-ИА».
Овечка блеет - «БЕ-БЕ-БЕ», Мекает коза - «МЕ-МЕ».
Пароход гудит - «ЛУ-ЛУ…», Воет волк в лесу - «У-У-УУУ».
Паровоз пыхтит - «ЧУХ-ЧУХ», Молоток стучит - «ТУК-ТУК».
Ёжик фыркает - «ФЫР-ФЫР», Мотор заводится - « ДЫР-ДЫР».
Малыш лопочет - «УА-УА», Гусь во дворе гогочет - «ГА- ГА, ГА-ГА».
Кукует на суку кукушка - «КУ-КУ, КУ-КУ», Коровушка мычит - «МУ-МУ, МУ-МУ».
Дождик капает – «КАП-КАП», Ворона каркает - «КАР-КАР».
Дверь в сарае - «СКРИП, СКРИП», А снежок - «ХРЫП-ХРЫП».
Зовёт Петрушка всех друзей-«ЭЙ-ЭЙ», Кричат болельщики - «БЕЙ-БЕЙ!». У бабушки болит спина - « АЙ-АЙ», Света просит маму - « ДАЙ-ДАЙ».
Булькает вода –« БУЛЬ-БУЛЬ», Мама кур зовёт- « ГУЛЬ-ГУЛЬ».
Тикают часы - « ТИК-ТАК», Эхо повторяет - « ТАК-ТАК».
Фонетическая зарядка « Доброе утро!»
Взрослый: -Просыпайся , утёнок! Ребёнок: - КРЯ-КРЯ-КРЯ . Взрослый:
-Просыпайся ,гусёнок! Ребёнок: - ГА-ГА-ГА Взрослый: -Просыпайся, цыплёнок! Ребёнок: -ПИ-ПИ-ПИ Взрослый: -И индюшонок! Ребёнок: - БЛ-БЛ-БЛ Взрослый: - Просыпайся, телёнок! Ребёнок: -МУ-МУ-МУ, Взрослый: -Просыпайся, козлёнок! Ребёнок: - МЕ-МЕ-МЕ, Взрослый: - Просыпайся, котёнок! Ребёнок: -МЯУ-МЯУ-МЯУ, Взрослый: -И жеребёнок! Ребёнок: -Иго-го. Взрослый: -Просыпайся , Каркуша! Ребёнок: - КАР-КАР-КАР, Взрослый: - Просыпайся, Тигруша! Ребёнок: - Р-Р-Р, Взрослый: -Просыпайтесь, зверята и мои ребята! Ребёнок: - ДОБРОЕ УТРО!
Фонетическая зарядка « Солнышко встало…»
-Из-за леса солнышко встало: «Всем доброе утро!»- сказало. -Доброе утро, славный цыплёнок! -ПИ-ПИ-ПИ -И тебе, малышка-утёнок! -КРЯ-КРЯ-КРЯ. -Здравствуй, и ты, важный гусёнок! -ГА-ГА-ГА. -И чумазый поросёнок! -ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ. -Шлю я привет, тебе, милый телёнок! -МУ-МУ-МУ. - И тебе, колючий, ежонок! -ПЫХ-ПЫХ. -Приветствую вас, жеребята! -ИГО-ГО. -И вас, непоседы, наши ребята! - Привет. -Песню пропой нам скорей, петушок! -КУ-КА-РЕ-КУ. - Стадо зови на луг, пастушок! -ДУ-ДУ-ДУ. - Дятел, берись скорей за работу! -ТУК-ТУК-ТУК. -У курочки много сегодня работы- -КО-КО-КО. -Деревни проснитесь и города! Доброе утро, детвора! -Доброе утро!
Фонетическая разминка « Прогулка в лес»
Отправляться всем в дорогу Нам давно уже пора. Чтоб в пути нам было легче- Крикнем громко мы : « Ура»! Вместе с поездом споём мы: -ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ! С самолётом пропоём мы: -УХ-УХ,УХ-УХ-УХ! С машинами вместе давай погудим: -БИ-БИ,БИ-БИ-БИ! С мышатами вместе давай пропищим: -ПИ-ПИ,ПИ-ПИ-ПИ! С лошадкой игривой поцокаем вместе: -ЦОК-ЦОК,ЦОК-ЦОК-ЦОК! И по дорожке потопаем все мы: -ТОП-ТОП,ТОП-ТОП-ТОП! С рысятами грозными мы порычим: РЫ-РЫ,РЫ-РЫ-РЫ! С ребятами шустрыми мы покричим: -А-А,А-А-А! С кукушкой в лесу покукуем с тобой: КУ-КУ,КУ-КУ-КУ! С лягушкой проквакаем рядом с рекой: КВА-КВА,КВА-КВА-КВА! Вот катится ёж по тропинке лесной: ПЫХ-ПЫХ,ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ! Нам пора возвращаться домой: -ПОКА!
Игра «Солнечный зайчик»
Солнечные зайки ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Скачут по полянке, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Прыгают, щекочутся ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Всех разбудить торопятся ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ( Вместо ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ можно петь любую песенку, исходя из темы занятия и произносительных возможностей ребёнка).
Фонетическая разминка «Девчонки- мальчишки»
Утром просыпаются, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Водичкой умываются, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! В одежды наряжаются, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! В садик отправляются. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Девчонки- хохотушки, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Модницы и болтушки, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Мальчишки-шалунишки, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Забияки, торопыжки! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ( Вместо ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ можно петь любую песенку, например: ТРАМ-ТРАМ-ТРАМ, ПАМ-ПАМ-ПАМ и т.д.)
Фонетическая игра « Эхо»
Здравствуй, шумный ветерок! -ОК-ОК-ОК! -ОК-ОК-ОК! Здравствуй, быстрый катерок! -ОК-ОК-ОК! -ОК-ОК-ОК! Здравствуй, тёплая водичка! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! Здравствуй, рыжая лисичка! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! Здравствуй, серенький волчок! -ЧОК-ЧОК-ЧОК! -ЧОК-ЧОК-ЧОК! Здравствуй, маленький сверчок! -ЧОК-ЧОК-ЧОК! -ЧОК-ЧОК-ЧОК! Здравствуй, чёрненький грачонок! -ОНОК-ОНОК-ОНОК!ОНОК-ОНОК-ОНОК! Здравствуй, шустренький зайчонок! -ОНОК-ОНОК-ОНОК!ОНОК-ОНОК-ОНОК! Здравствуй, гордый жеребёнок! -ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК! Здравствуй, ласковый котёнок! -ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК! Здравствуй, шумная детвора! - УРА!УРА!УРА!
Фонетическая игра « Хохлатка»
( по мотивам немецкой песни) Хохлатка у сарая- -КО-КО-КО! -Ах, где мои цыплята? КО-КО-КО! -Ах, где мои ребята? КО-КО-КО! -Мы здесь, мы близко, мама! ПИ-ПИ-ПИ! -Тут кто-то вырыл яму, ПИ-ПИ-ПИ! -Мы в яму все попали! ПИ-ПИ-ПИ! -А вовсе не пропали! ПИ-ПИ-ПИ! Возможно подставить любой персонаж на место Хохлатки и далее заменять по тексту ( лошадь у сарая…- « иго-го» или « цок-цок-цок»; овечка у сарая..- «бе-бе-бе»; кошка у сарая…-« Мяу-мяу-мяу» или « Мур-мур-мур»; собака у сарая…-«гав-гав-гав» или «аф-аф-аф»; мышка у сарая…-« пи-пи-пи» или «шур-шур-шур» и т.д. в зависимости от произносительных возможностей ребёнка или цели занятия).
|