Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико- фонематических нарушений речи/ Тема: Автоматизация звука [с] в прямых слогах и словах Цель: закреплять правильное произношение звука [с]. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. совершенствовать навык произнесения звука [с]; 2. развитие речевой моторики: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи. 3. закрепление правильного артикуляционного уклада органов речи при произнесении звука 4. развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память. 5. развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление); 6. развивать тонкие движения пальцев рук; Воспитательные: 1 Воспитание интереса к учебному процессу. 2 Воспитание усидчивости и внимания. 3 Воспитание умения действовать по инструкции. Оборудование: Картинка или игрушка СОВЫ, карточки – «снежинки» со слогами, предметные картинки, массажный мяч, счетные палочки для пальчиковой гимнастики, фишки, для оценки работы на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Здравствуй. Садись. Отгадай загадку- Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снег.) - Правильно! Показ иллюстрации. С какого звука начинается слово Снег? (С)
- Отгадай загадку. Был простой, обычный дом, Что же изменилось в нем? Появилось украшенье – Людям всем на удивленье: Хрупкая и странная Бахрома стеклянная. (Сосулька). - Какой первый звук в слове «сосулька»? ([с]). Какой третий? ([с]). - Как ты думаешь, чем сегодня мы будем заниматься? (учиться правильно, произносить звук [с]). - Молодец! А помогать нам будет…Отгадай загадку… Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива. Всю ночь летает, мышей добывает. (Сова). Показ картинки. - Какой первый звук в слове «сова»? (с). - Расскажи нашей гостье, как правильно должны работать наши помощники – губы, зубы, язык и воздух. (Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит внизу за зубами, воздух идет холодный посередине язычка). КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ для закрепления звука: Упражнения: "Трубочка”,” Улыбка”, "Лопатка”,” Заборчик”, "Горка”. - Давай покажем умной сове, как дует холодный ветер в ее лесу. «Дует холодный ветер» Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно. Инструкция: - Подули холодным ветром. Теперь ты подуй, какой у тебя ветер получился? «Ветер дует сильно – слабо» Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно, с разной степенью громкости. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. -Покажи сове, как дует легкий ветерок, а как - сильный. - На полях, лугах, крышах домов лежит снег. Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с]- покажите. - И сдувает снежинки с домов, с деревьев.
2. Сообщение темы занятия. Основная часть. Цель: развивать навык произнесения звука [с] в прямых слогах. «Сюрприз». Цель: плавно и незаметно перейти к основной теме занятия. - Ветер дул так сильно, что к нам прилетели снежинки. - Посмотри на них. Снежинки не простые – на них написаны слоги. Прочитай их для умной совы. са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы
СА-СА-СА- ОСА СО-СО-СО- КОЛЕСО СУ-СУ-СУ – МУХА НА НОСУ СЫ-СЫ-СЫ- ЛИСЫ «Падают снежинки» Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания. А сейчас мы будем произносить слоги, написанные на карточках столько раз, сколько покажет кубик. Речевой материал: Мотивация: за правильно выполненное задание, получает награду – фишку. - Молодец возьми фишку - Следующие упражнение: "Лепим снежки”. - Давай, слепим снежки, покажем сове, какие мы умелые. Возьми мяч. ( Берет массажный мяч). Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания. Метод: словесное игровое упражнение. - Ты будешь произносить слоги, написанные на карточках и одновременно лепить снежок. Речевой материал: Са-со-су-сы Со-су-сы-са Су-сы-са-со Сы-са-со-су Са-со-су-сы Критерии: правильно произнесенный звук и сочетание звуков. Мотивация: за правильно выполненное задание, получает награду – фишку. - Из снежков мы сможем слепить снежную бабу. «Катаем снежную бабу» Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Выделение ударного слога. Развитие памяти, внимания. - А сейчас ты будешь катать из снежков снежную бабу. Надо произносить слоги, написанные на карточках, выделяя ударный слог и одновременно катая руками "комки из снега” Возьми массажный мяч. Речевой материал: Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са. Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы. Са-со-су-сы!; сы-са-со-су? Ты немного устал, умная сова предлагает тебе немного поиграть. Физкультминутка Цель: Снятия усталости, напряжение. Имитация движений под музыку. ( имитирует движения). Скажи каким животным мы подражали? (смешным ежатам, смешным лягушатам). Молодец. Умной Сове очень понравилось, как ты занимался. Она предлагает тебе поиграть еще в одну игру. Пальчиковая гимнастика «Сложи снежинку» Цель: развитие тонких движений пальцев рук. Задачи: координировать речь с движением, снять усталость, напряжение. Метод: игровое упражнение. Инструкция: - Посмотри какие красивые снежинки. Попробуй выложить снежинки из палочек, и сосчитать, сколько палочек понадобилось. - Что будем выкладывать? Ответ. - Из чего будем выкладывать снежинки? Ответ. Выполняет задание. - Умная сова посмотрела на твои красивые снежинки, и решила дать еще по одной фишке. 3. Закрепление учебного материала. Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со слогами са-со-су-сы. Задачи: осуществлять контроль над качеством усвоения материала; трансформировать часть знаний в навык. «Эхо» Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со слогами са-со-су-сы. - В лесу все слова повторяет эхо. Давай для нашей гостьи покажем, что и у нас тоже есть эхо. - Повторяй за мной слова. Речевой материал: А теперь назови и разложи картинки под слогами: СА СО СУ СЫ сани сок суп сыр Речевой материал: Сад, сам, сани, санки, сайгак, сайка, сапоги, садовник, садовод, Сын, сытый, сыпь, сыск. сынок, сыскать, сыт, сыпать. косы, весы, самокат. Сом, сон, Соня, сова, совет, соединить, сосед, сосуд, сода, сок ,сосна, сосулька, собака, сопка, сотня. Суп, сумка, суббота, судоходный, суматоха, суховей суд, судно, сук, сундук, суметь. Игра " ОДИН –МНОГО” А сейчас мы поиграем. Я назову тебе предмет один, а ты мне много. Сок- соки. Суп - …, сыр -….., сад- …, сапог -…,самокат- …, коса -…., сова- …, сумка - ….,сосна- …., сундук -…., сопка -… Повтори за мной предложения. САНИ ЕДУТ САМИ СОНЯ ПЬЕТ СОК САНЯ ЕСТ СУП МЫШИ ЛЮБЯТ СЫР 4. Итог занятия. Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия. 1) Игра «Да - нет». Цель: контроль над усвоением материала. - Когда мы произносим звук [с] губы в улыбке? Да. - На что похож язык? На горку. - Воздушная струя теплая или холодная? Холодная 2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда. Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «Автоматизация звука [с]». Инструкция: - Посмотри, сколько правильных ответов ты сегодня дал, сосчитайте фишки. Ответ. Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше. 3)Оценка эмоционального состояния. Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие. - Тебе понравилось занятие? - Было интересно? - Какие задания тебе запомнились? - Если ты со всеми заданиями справился, то нарисуй веселую мордочку. Если не совсеми - печальную. - Спасибо большое!
|