Преодоление нарушений письма, обусловленных заменой букв по кинетическому сходству
(9.3 Kb)
09.12.2012, 00:00
Казанцева Людмила Алексеевеа
учитель-логопед муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с уг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)» г. Барнаул
Преодоление нарушений письма, обусловленных заменой букв по кинетическому сходству
Казанцева Людмила Алексеевна, учитель-логопед
2012 год
Под термином «дисграфия» понимается частичное расстройство письма. В применении к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве письма, а о трудностях формирования, становления навыков письма. Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок. Одной из групп таких ошибок является смешение букв по кинетическому сходству. В данных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент буквы, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки: в соответствии с замыслом он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, б-д, Ч-У). Решающую роль в данном случае играет тождество графомоторных движений «на старте» каждой из смешиваемых букв. Такие ошибки характерны больше для стадии связного письма. В широкой распространенности пробных смешений играет отрицательную роль неправомерное методическое требование безотрывного письма с первых недель обучения в 1 классе. По данным обследования письменной речи учащихся 1-3 классов школы из выявленных 131 ребенка замены букв по графическому сходству обнаружены у 50 учащихся. Наиболее часто встречаются замены букв: б-д, т-п, а-о, и-у, реже замены букв: п-р, л-м, ы-у, У-Ч, Г-Р, х-ж. В данное время на логопедическом пункте обучатся 42 учащихся, из них 18 человек имеют замены некоторых из вышеуказанных букв. С каждой группой дисграфиков в начале года было запланировано провести от 14 до 16 занятий по дифференциации смешиваемых букв. На каждом занятии велась работа по воспитанию зрительной памяти и оптических дифференцировок с помощью геометрических фигур. Затем ребята рассматривали образцы начертания смешиваемых букв, объясняя их различие. Давался облегчающий запоминание букв мнемонический прием. Дети тренировались в чередующейся записи смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков, вылепливали буквы из пластилина, делали их из проволоки. При работе над буквами б-д, т-п использовались мнемонические приемы, рекомендованные И.Н. Садовниковой в книге «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». При работе над буквами м-л использовался следующий прием: буква м похожа на майку, у неё 2 бретельки. На каждом занятии дети сравнивали слава - паронимы: лак-мак, лайка-майка, дула-дума, Ира-ура, три-тру, тир-тур, липа-лупа, мыл-мул, пышка-пушка, рыбка-рубка; упражнялись в списывании слов и текстов, где были прорущены смешиваемые буквы, в записи слов по столбикам, дифференциации соответствующих звуков на слух, записи текстов под диктовку. Результаты проведенной работы показали, что 10 человек усвоили материал «отлично», 7 человек «хорошо», 1 человек «удовлетворительно». Таким образом, правильно спланированная работа по преодолению нарушений письма, обусловленных заменой букв по графическому сходству, дает хорошие результаты.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.