Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Необыкновенные приключения мячика Непоседы» для детей 6-7 лет Автор: Целикова Надежда Юрьевна Воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка» г.п. Малиновский Советского района Тюменской области
Программное содержание: Коррекционно-образовательные задачи: • сширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. • Закреплять понятие грузовой и пассажирский транспорт. • Формировать представления о видах транспорта. • Совершенствовать грамматический строй речи. Коррекционно-развивающие задачи: • Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение. • Ориентировка в пространстве Воспитательные задачи: • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Словарная работа: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, поезд, самолет, вертолет, грузовик, самосвал, экскаватор, кран, трактор; грузовой, пассажирский, специальный, железнодорожный, водный, воздушный; наехать, подъехать, приехать, отъехать). Методы и приемы: словесный (художественное слово, беседа, указания, пояснение); наглядный (рассматривание картинок); практический (самостоятельное выполнение детьми работы, задание по картинкам); проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сюрпризный момент. Материал: массажный мячик, мяч с рожицей, воздушный шарик с рожицей, апельсин, мячик, рисунок светофора, мелки, иллюстрации. Оборудование: мультимедиа, ванночка с водой, ребристая дорожка.
Ход занятия: 1. Организационный момент Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте познакомится. А поможет нам в этом волшебный мячик. Каждый из вас будет называть свое имя, и передавать мячик соседу справа. 2. Основная часть. Воспитатель: Отгадайте загадку: Упадет – не плачет Ножек нет, а скачет Дети: это мячик (в группу влетает мяч) Воспитатель: Ой, какой у нас гость. Это мячик Непоседа. А как можно играть с мячиком? Дети: кидать, катать, отбивать, подбрасывать, ловить, ударять… Воспитатель: Ребята! Посмотрите на мячик, какая у него интересная рожица! Как вы думаете, какой у него характер? Дети: веселый, непоседливый, озорной, хороший, непослушный… (воспитатель берет мяч, он выскакивает из рук) Воспитатель: Но упал мой мяч с небес, Закатился в черный лес, Раз, два, три, четыре, пять… (мяч укатывается из группы) Мы пойдем его искать? Укатился! Хотелось бы вам, друзья, понаблюдать за его приключениями? Дети: Да хотим. Воспитатель: Посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. (на экране появляется картинка с изображением перекрестка, посредине этого перекрестка расположен мяч) Воспитатель: Ах! Видите?! Может случиться беда! Мячик выскочил на мостовую. Скорее расскажите ему о правилах поведения на улице. Дети: На улице пешеходы ходят только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Они должны идти с правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим на встречу. За городом люди ходят по обочинам. По обочине нужно идти навстречу едущим автомобилям. Если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то люди идут по ней. Воспитатель: Давайте покажем мячику, как правильно ориентироваться по светофору. Раскрасьте недостающий цвет светофора (работа за столами). Что обозначают сигналы светофора? Интересно, на что похожи глаза светофора? На что похож желтый кружок, красный, зеленый? Дети: Желтый кружок похож на солнышко, колобок, блинок, золотую монету… Зеленый кружок похож на арбуз, горошину, глаз человека или горошину… Красный кружок похож на помидор, вишенку, планету Марс… Воспитатель: Посмотрите, как много автомобилей на улицах города. Какие машины вы знаете? Дети: такси, газель, скорая помощь. Воспитатель: Как их назовем, одним словом? Дети: Мы их назовем транспорт. Воспитатель: Представьте, ребята у первых автомобилей было только три колеса, крыши у них не было, а сиденье были у них жесткими. Воспитатель: Смотрите, Непоседа прыгнул в кузов грузовичка. Он не знает, на каком транспорте можно ездить пассажирам. А вы знаете? Дети: Пассажирам можно ездить на автобусе, на машине, на поезде. Воспитатель: На столе лежат картинки с изображением разного вида транспорта. На правый край стола положите картинки с изображением пассажирского транспорта, а на левый край стола положите картинки с изображением грузового (дети выполняют задания). Воспитатель: Ребята, а как еще называют машины (пожарная машина, скорая помощь). Дети: Это спецмашины. Эти машины могут ездить на красный цвет светофора. Воспитатель: А мы сейчас с вами прокатимся на машине. Если мы сядем за руль автомобиля, то кем мы будем? Дети: водителем. Физ. минутка Игра «Машина» (дети едут, а в руках у них воображаемый руль) Ехали, ехали, к мостику…(подъехали) Ехали, ехали, на мостик…(заехали) Ехали, ехали, с мостика…(съехали) Ехали, ехали, от мостика… (отъехали) Ухали, ехали, и совсем… (уехали) (дети садятся на стульчики) Воспитатель: О каком виде транспорте мы говорили? А есть спец машины, название которых состоит из двух слов Воду возит – водовоз, Бензин возит – бензовоз, Молоко возит – молоковоз, Мусор возит – мусоровоз, цемент возит – цементовоз. Воспитатель: А где наш Непоседа? Давайте поищем, наденем воображаемые очки. (дети в воображаемых очках ищут мячик, влетает воздушный шарик) Воспитатель: Вот наш Непоседа превратился… (в воздушный шарик) Пока Непоседа летал, что он мог встретить в небе? Дети: В небе он мог встретить самолет, вертолет. Воспитатель: Какой это вид транспорта? Дети: Это воздушный вид транспорта. Воспитатель: Я хочу вас познакомить с воздушным видом транспорта, который был раньше. (на экране мультимедиа появляется Баба-Яга летающая в ступе) Воспитатель: Ребята подскажите Непоседе, а ступа Бабы-Яги – это транспорт или нет? Дети: Это транспорт, только он не настоящий, а сказочный, как ковер-самолет. Шарик: (голос шарика) Караул, тону! (дети подходят к ванночке с водой и видят там апельсин) Воспитатель: Наш Непоседа превратился в апельсин и упал в воду. Как вы думаете, ребята напрасно он беспокоится или нет? Дети: Ему не надо беспокоиться, потому что апельсин не тонет, в нем есть воздух Воспитатель: Правильно апельсин не тонет, потому что в нем есть воздух. Поможем апельсину добраться до берега. Подуем на него. Глубоко вдыхаем, набирая воздух через нос, и дуем, выдыхая воздух через рот. Какой транспорт может помочь Непоседе? Дети: непоседе может помочь пароход, катер, лодка, корабль. Воспитатель: Посмотрите на экран и назовите транспорт, который сможет помочь. (игра «Четвертый лишний» на экране, дети из предложенных им видов транспорта выбирают нужный) (появляется мяч) Мячик: (голос мячика) Оказывается, я могу не только прыгать и скакать. Я могу еще ехать, плыть, летать. Воспитатель: А мы с вами разделим транспорт на три группы. Вы догадались, на какие группы будем делить транспорт? Дети: Водный, воздушный, наземный. 3. Итог занятия Воспитатель: Ребята, а на каком транспорте вы хотите попутешествовать и почему? Если понравились вам приключения Непоседы возьмите веселую рожицу, а если нет, то возьмите грустную.
|