Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звезды детства, – именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение – это своеобразный «родительский сундучок». Это – все богатство души, наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи и традиции родного края и богатства недр, степей, лесов, полей, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это – сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других стран и народов.
Сейчас практически у каждого детского сада есть какая-нибудь специализация, что-то, чем он отличается от других. Каждый коллектив решает это по-своему. В нашем КГКП «Ясли-сад №15 «Бобек» г. Экибастуза такой специализацией стала краеведческо-туристическая деятельность. Краеведческо-туристическая деятельность – интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Занятия проводятся на свежем воздухе, дают определенную физическую нагрузку, оказывают содействие физическому развитию детей, закаляют организм, учат ориентироваться, приучают к самообслуживанию, развивают наблюдательность, формируют моральные качества – как личностные, так и коллективные – содействуют трудовому, экологическому, эстетическому, воспитанию, вооружают детей знаниями с валеологии. Краеведческо-туристическая деятельность предусматривает сотрудничество ребенка с педагогом в едином творческом процессе.
Цель краеведческо-туристической работы: дать детям дошкольного возраста представления об экологии, истории и культуре родного края, от семьи к более широким понятиям – народ, Родина.
Задачи:
1. Формирование глубоких и системных знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире во взаимосвязях и зависимостях.
2. Использование разнообразных методов, средств и форм работы, оказывающих содействие проявлению личностных качеств детей, их задатков, наклонностей и способностей.
3. Совершенствование двигательных умений детей, развитие их физических качеств, создание активного двигательного режима в ясли-саду.
4. Формирование соответствующих туристических умений, привычек самообслуживания и культурно-гигиенических привычек. Вся работа в данном направлении планируется по туристическо-краеведческим сезонным циклам (времена года) и блокам (разделам). Каждый цикл имеет свои блоки, а каждый блок – свои темы:
1. Природа вокруг нас.
2. Мир космоса.
3. Изучаем историю.
4. Интересная география.
5. Отправляемся в поход (обучаемся туризму).
Темы поделены на подтемы – занятия по определенной тематике, которая детально знакомит детей с окружающей средой.
Природа вокруг нас
Берем под свою защиту.
Путешествие в зеленое царство.
Времена года.
Водоемы родного края.
Растения и животные родного края.
Явления природы.
Человек и его деятельность в природе.
Формирование краеведческих привычек и умений в процессе ознакомления детей с природой родного края.
Мир космоса
Космос как межпланетное, межзвездное пространство.
Наш адрес во Вселенной.
Изучаем историю
Моя семья.
Мой детский сад.
Мой город – Экибастуз.
Моя столица – Астана.
Мое государство – Казахстан.
Интересная география.
Моя улица.
Мой микрорайон.
Моя маленькая родина.
Картография для дошкольников.
Отправляемся в поход (обучаемся туризму)
Законы, правила, традиции туристов.
Техника туризма.
Порядок походной жизни.
Техника ориентирования.
Топография для дошкольников.
Все занятия проводятся в игровой форме и направлены на развитие творческой активности детей. Темы тесно связаны с жизненным опытом ребенка, объемом его знаний, умений и навыков, а также с вопросами, которые у него возникают в процессе работы. Проведение исследовательской деятельности готовит ребенка к жизни, учит сосуществованию, развивает положительные моральные качества. Вся работа проводится в тесном контакте с семьей, обеспечивая преемственность детского сада и школы.
Только общаясь с природой, мы начинаем постигать умом единство человека с ней. В процессе наблюдения за природой мы применяем элементы эйдетики – перевоплощение в растение, букашку, птичку. Это оказывает глубокому пониманию незащищенности природы перед человеком. Методы ТРВЗ – метод эмпатии, если ребенок ставит себя на место любого объекта, и метод фантастической проблемы: «что было бы, если бы…» - помогают детям лучше понимать природу. Обсуждение проблемных ситуаций, нахождение оптимальных решений в определенных случаях, словесно-логическая задача (придумывание конца к рассказу, начатого воспитателем), выход за границы увиденного или услышанного активизируют познавательную деятельность детей, поддерживают в них постоянный интерес к природе, развивают умение наблюдать, замечать изменения, которые происходят вокруг, анализировать, делать выводы.
В формировании экологического мировоззрения, любви и заботливого отношения к природе мы определили три важных составляющих:
1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, формирование познавательного интереса к окружающей среде.
2. Подача детям доступных знаний о природе родного края, причем новые знания они приобретают как результат личных открытий и базируются на ранее сформированных представлениях.
3. Организация практической деятельности детей в природном уголке в детском саду, на приусадебном участке, в степи, в парке, привлечение детей к природоохранной деятельности и общественно полезной работе.
В ходе решения поставленных задач формируем у детей представления, что природа – целостный организм, в котором сосуществуют воздух, вода, земля, растения, животные, люди. Мы не разделяем природу на живую и неживую. Объясняем на конкретных примерах, что состояние здоровья человека зависит от качества окружающей среды. С этой целью проводим опыты с песком, водой, воздухом. В процессе непосредственного исследования объектов знания детей о тех или других явлениях становятся глубже и содержательней.
На территории детского сада есть экологическая тропинка, где на протяжении года проводят наблюдения за объектами природы. Дети имеют возможность наблюдать за одними и теми же объектами, определяя влияние сезонных изменений на их жизнь. На основании фенологических наблюдений ведется календарь.
Интересные рассказы о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу, оказывают содействие воспитанию заботливого отношения детей ко всему живому.
Работу по разделу «Изучаем историю» мы начинаем с самого родного, самого близкого, самого дорогого для ребенка – семьи.
Дети рассказывают, какие старинные имена были в семье, чем известны их родственники, о трудовой и воинской славе, семейных традициях, об обязанностях в семье, о своем доме, рисуют с помощью родителей родословное дерево. Подраздел «Мой детский сад» - одна из самых доступных тем краеведческой работы. Начинаем с истории возникновения сада. Используем открытки, фотографии разных лет, изготовляем альбомы, организуем встречи с бывшими работниками детского сада и старейшинами микрорайона.
Для ознакомления с природой космоса мы используем географические атласы, детские энциклопедии, модели, схемы, рисунки, карты, обогащая представление детей о космосе как пространстве, в котором находится планета Земля, о других планетах и звездах, о Солнце и Луне. Объясняем как Солнце, Земля и Луна движутся во Вселенной, как сменяются времена года, почему бывают день и ночь, зависимость изменений в природе от вращения Земли вокруг Солнца. Знакомя детей с глобусом, изучая планету Земля, мы формируем у воспитанников представления о водном пространстве и суше, континентах, океанах и морях, растительном и животном царстве Земли, жизни морей и океанов. Знакомим детей с понятием «горизонт», где находится север, где юг, южный и северный полюса. Также идет постепенное ознакомление детей со сторонами горизонта и пользованием компаса.
«Мой город – Экибастуз». Это обзорные тематические экскурсии к памятникам, архитектурным сооружениям, на стройку, к современным зданиям, памятникам истории и культуры города и области. Мы разработали 14 маршрутов вблизи дошкольного учреждения для ознакомления с разными объектами. Посещаем с детьми музей, культурные центры, школы, организовываем встречи с выдающимися людьми, которые предоставляют неисчерпаемые возможности для краеведческой работы. Знакомить детей с родным городом и его историей начинаем из рассматривания открыток, буклетов, слайдов, видеоматериала. Рассказываем об Экибастузе современном.
В доступной форме рассказываем детям историю Казахстана, происхождение казахского народа, знакомим с основными историческими фактами и событиями.
Начиная работу по этому блоку с дошкольниками, мы определили основные направления работы:
родной язык;
фольклор;
музыкальное творчество;
народная мораль;
декоративно-прикладное искусство;
история;
краеведение.
Изучая с детьми казахский язык, мы учим их ощущать его красоту, напевность, гордиться им. Формируем желание сознательно, с любовью и достоинством общаться на государственном языке, быть его носителем. Широко знакомим детей с деятелями казахской культуры, писателями, поэтами, народными акынами. Рассматриваем портреты, устраиваем литературные вечера. Дети отображают свои знания в игровой деятельности.
Также широко используем фольклор: поем песни, учим считалки, народные игры, обрядовые песни, пословицы и поговорки, загадки, образные выражения.
Во время ознакомления с декоративно-прикладным искусством углубляем знания о народной игрушке, ковроткачестве, керамике, одежде. Привлекаем к декоративному рисованию с использованием элементов казахского орнамента.
Первые познания в истории Казахстана дети приобретают так, что погружение в прошлое осуществляется на фоне современной жизни. Планомерное изучение своего края (краеведение) вызывает у детей любопытство к историческому прошлому – к событиям, которые происходили в стране в древности.
Знакомим детей с историческими местами, памятниками, музеями, учим уважать выдающихся земляков, которые прославили родной город, область, Казахстан, исторических лиц, деятелей образования и культуры, воинов и трудящихся. Эти знания оказывают содействие воспитанию у детей чувства гордости за свою причастность к казахскому народу. Учим уважать государственную символику, рассказываем о некоторых основных событиях из истории Казахстана, Великой Отечественной войны, создания независимого Казахстанского государства.
Кроме проведения тщательно спланированных и организованных прогулок-походов и экскурсий по родному городу, соответствующие представления формируем с помощью бесед и рассказов, дополняя их чтением исторических рассказов, легенд, отрывков из художественных произведений, исторических песен, рассматриванием картин, иллюстраций, слайдов, фотоальбомов, открыток. В игре, продуктивных видах деятельности пополняем и закрепляем усвоенное на занятиях. Обязательно привлекаем и родителей к общей деятельности. Принимаем участие в работе школы №21 и кадетской школы-интерната.
Изучая географические особенности нашей местности, знакомимся со всеми компонентами ландшафта: особенностями рельефа (склоны, холмы, овраги, степи). Учим детей характеризовать их, обращаем внимание на грунты, собираем «интересные камешки», изучаем их. Определяем наиболее распространенные растения и животных нашей местности. Учим детей определять состояние погоды по всем элементам: температуре воздуха, ветру, облачности, осадкам, ведем календарь погоды.
Основными формами туристической работы с дошкольниками являются: переходы, походы-прогулки, походы-экскурсии, целевые прогулки, походы в выходной день с участием родителей.
Это большой по объему знаний, умений и навыков раздел. Работа ведется по темам, которые объединяют теоретический и практический материал. Это такие темы как виды туризма, их особенности, снаряжение туриста, правила передвижения и т.п.
Одной из важных сторон подготовки туриста к походу является его теоретическая подготовка: самоконтроль, гигиена, первая помощь. А также охватывает географическую, топографическую, краеведческую, картографическую, экологическую, валеологическую подготовку.
К практической подготовке относится физическая подготовка, воспитание личных качеств, техническая, тактическая, психологическая подготовка.
Важное место в воспитании походного коллектива занимают туристические традиции. Хорошие традиции – это неписаные законы коллектива. Четкое соблюдение моральных законов туристической жизни оказывает содействие объединению походного коллектива, формированию у ее членов высоких моральных качеств, лучшему взаимопониманию.
Основные направления развития краеведческих привычек и умений:
Организация индивидуальных фенологических наблюдений за 1 – 2 объектами, избранными детьми на протяжении всего года.
Ведение календаря погоды в группе с ежедневным обозначением метеорологических явлений.
Организация работы детей на природе, на территории детского сада, на огороде, цветнике в разное время года.
Организация экспериментально-исследовательской, поисковой деятельности с водой, воздухом, снегом, льдом, глиной, песком, почвой для выявления их свойств.
Определение особенностей ландшафта местности, компонентами которого являются: рельеф, климат, грунты, водоемы, растительность, животный мир.
Ведение с детьми «Блокнотов путешествий» во время туристических форм работы. В них записывать результаты наблюдений за растениями и животными, которые встречаются на маршруте, начиная из указания даты, характеристики погоды и маршрута путешествия.
Распределение «должностей» среди детей пере путешествием («знатоки природы», «эксперты природы» и т.д.).
Организация исторических наблюдений.
Формирование природоохранной деятельности детей.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С.Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге «Детский сад» она писала «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, прогулок, наблюдений, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию географии, космографии, астрономии… Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
|