Статья "Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников"
(160.5 Kb)
21.04.2013, 09:47
Галахова Елена Александровна
воспитатель I квалификационной категории ГБОУ Детский сад комбинированного вида №1709 г. Москвы
Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Процессы обновления нашего общества и новое осмысление стратегических линий его развития обусловливают потребности в качественных изменениях системы непрерывного образования во всех его звеньях, в том числе и деятельности учреждений дополнительного образования. Профессиональных педагогов, родителей и общество в целом давно волнует проблема организации содержательного досуга детей, создание дополнительных условий для развития их творческих способностей, разнообразных интересов. В разные исторические периоды эта проблема решалась по-разному. Долгое время она реализовывалась в системе внешкольного образования, ценный опыт которого накоплен в России начиная с XIX века. У истоков внешкольного образования стояли С.Т.Шацкий, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, А.С.Макаренко и др. Организации внешкольной работы много внимания уделяла Н.К.Крупская. С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) внешкольная работа стала трансформироваться в систему дополнительного образования (Ст. 26). При этом изменилось не только название, но и расширились функции дополнительного образования, уточнились принципы его организации. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы образования. Это мотивированное образование, которое личность получает сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно (А.Г.Асмолов, А.К.Бруднов, Л.Ю.Круглова и т.д.). В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование (В.В. Абраухова, В.А.Березина, В.В. Белова, А.К.Бруднов, Е.Б. Евладова, А.В.Скачков и др.). Сегодня дополнительное образование, являясь составной частью государственной системы непрерывного образования, становится одним из механизмов, способствующих осуществлению педагогической поддержки семье в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. В 90-ые годы XX века в структуре учреждений дополнительного образования (УДО) возникли формы интеграции дошкольного и дополнительного образования – группы (школы) раннего развития, секции, студии, кружки и т.д. Однако проблемы развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования изучены крайне мало и представлены несколькими диссертационными исследованиями (Н.Н.Кузьмина, М.П.Малиновская). Между тем потребность развития дополнительного образования для детей дошкольного возраста достаточно велика по ряду причин. Прежде всего - это сокращение сети дошкольных учреждений, уменьшение охвата ими детей данной возрастной категории. ( По данным российской статистики, в детских садах воспитывается 54,9% дошкольников). При этом многие семьи осознают необходимость участия и помощи профессиональных педагогов в воспитании детей, понимают, что для своего полноценного развития ребенок нуждается в обществе сверстников. Материалы исследований выше указанных авторов убеждают в том, что современные родители связывают с учреждением дополнительного образования надежды на социально-культурное развитие ребенка дошкольника и младшего школьника. В связи с этим возникает вопрос об использовании игры как самобытного явления культуры в учреждениях дополнительного образования, особенно предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания можно считать одним из первых достижений человечества (Е.А.Покровский). По мнению Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, в течение многих веков народные игры были арсеналом всех средств воспитания, отобранных длительным опытом. Но народная игра представляет собой непрерывно развивающееся явление человеческой культуры. В ней верность вековым традициям сочетается с обновлением, приспособлением к новым условиям. Неизменным остается только социально-педагогическое назначение: обеспечить наилучшее использование для воспитания и развития человека всех возможностей, заложенных в национальной игровой культуре – играх, игрушках, относящихся к игре малых формах фольклора, обрядах и т.д. (Т.М.Бабунова, Г.Н.Гришина, В.М.Григорьев, З.-Б.Ф. Контаутене и др.). В литературе подчеркивается воспитательно-образовательный потенциал народных игр: их самобытность, национальный колорит, комплексное влияние на формирование личности, обогащение эмоциональной сферы, развитие умений, необходимых для самоорганизации в деятельности. В последние годы в детских садах ознакомлению детей с народной культурой, в том числе и с народными играми, стали уделять больше внимания (Т.М.Бабунова, Г.В.Лунина, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.В.Короткова, Т.И.Оверчук). Однако в учреждениях дополнительного образования для дошкольников народные игры как самостоятельный феномен национальной культуры «не вписываются» в режим занятий, поэтому используются лишь эпизодически, часто для решения каких - то конкретных задач воспитания или развития детей (например, для развития произвольного внимания, памяти, коррекции звукопроизношения и т.д.) (В.А.Березина, Н.Н.Кузьмина, М.П.Малиновская, Н.А. Марычина, О.В Сысоева). При этом следует принять во внимание тот факт, что взрослые (педагоги, родители) недооценивают в полной мере возможности народной игры в воспитании детей, не всегда могут приобщить детей к традиционным народным играм в силу того, что мало их знают (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев). Таким образом, можно увидеть противоречие, которое заключается в признании высокого потенциала народных игр в воспитании дошкольников и недостаточной реализацией этого потенциала в учреждениях дополнительного образования. В связи с этим мы определили проблему своего исследования так: каким образом можно повысить действенность воспитательно-образовательной работы с детьми в учреждении дополнительного образования посредством их приобщения к народным играм. В качестве формы дополнительного образования остановились на кружке для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выбор такой формы объясняется тем, что режим работы кружка более гибок, а по времени менее затратен, чем другие формы организации работы в УДО. Кроме того, кружок в основном выполняет функцию обогащения досуговой деятельности детей, удовлетворения их потребностей и интересов. Поэтому мы работу кружка назвали игровым часом. Дети приходили на игровой час после занятий в секциях, студиях, группах раннего развития.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.