Облегчаем предсвадебные хлопоты
Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?

На сайте всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Статья "Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников"

Скачать (160.5 Kb) 21.04.2013, 09:47
Галахова Елена Александровна
воспитатель I квалификационной категории ГБОУ Детский сад комбинированного вида №1709 г. Москвы
Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Процессы обновления нашего общества и новое осмысление стратегических линий его развития обусловливают потребности в качественных изменениях системы непрерывного образования во всех его звеньях, в том числе и деятельности учреждений дополнительного образования.
Профессиональных педагогов, родителей и общество в целом давно волнует проблема организации содержательного досуга детей, создание дополнительных условий для развития их творческих способностей, разнообразных интересов. В разные исторические периоды эта проблема решалась по-разному. Долгое время она реализовывалась в системе внешкольного образования, ценный опыт которого накоплен в России начиная с XIX века. У истоков внешкольного образования стояли С.Т.Шацкий, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, А.С.Макаренко и др. Организации внешкольной работы много внимания уделяла Н.К.Крупская. С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) внешкольная работа стала трансформироваться в систему дополнительного образования (Ст. 26). При этом изменилось не только название, но и расширились функции дополнительного образования, уточнились принципы его организации.
Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы образования. Это мотивированное образование, которое личность получает сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно (А.Г.Асмолов, А.К.Бруднов, Л.Ю.Круглова и т.д.).
В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование (В.В. Абраухова, В.А.Березина, В.В. Белова, А.К.Бруднов, Е.Б. Евладова, А.В.Скачков и др.). Сегодня дополнительное образование, являясь составной частью государственной системы непрерывного образования, становится одним из механизмов, способствующих осуществлению педагогической поддержки семье в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
В 90-ые годы XX века в структуре учреждений дополнительного образования (УДО) возникли формы интеграции дошкольного и дополнительного образования – группы (школы) раннего развития, секции, студии, кружки и т.д. Однако проблемы развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования изучены крайне мало и представлены несколькими диссертационными исследованиями (Н.Н.Кузьмина, М.П.Малиновская). Между тем потребность развития дополнительного образования для детей дошкольного возраста достаточно велика по ряду причин. Прежде всего - это сокращение сети дошкольных учреждений, уменьшение охвата ими детей данной возрастной категории. ( По данным российской статистики, в детских садах воспитывается 54,9% дошкольников). При этом многие семьи осознают необходимость участия и помощи профессиональных педагогов в воспитании детей, понимают, что для своего полноценного развития ребенок нуждается в обществе сверстников. Материалы исследований выше указанных авторов убеждают в том, что современные родители связывают с учреждением дополнительного образования надежды на социально-культурное развитие ребенка дошкольника и младшего школьника.
В связи с этим возникает вопрос об использовании игры как самобытного явления культуры в учреждениях дополнительного образования, особенно предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания можно считать одним из первых достижений человечества (Е.А.Покровский). По мнению Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, в течение многих веков народные игры были арсеналом всех средств воспитания, отобранных длительным опытом. Но народная игра представляет собой непрерывно развивающееся явление человеческой культуры. В ней верность вековым традициям сочетается с обновлением, приспособлением к новым условиям. Неизменным остается только социально-педагогическое назначение: обеспечить наилучшее использование для воспитания и развития человека всех возможностей, заложенных в национальной игровой культуре – играх, игрушках, относящихся к игре малых формах фольклора, обрядах и т.д. (Т.М.Бабунова, Г.Н.Гришина, В.М.Григорьев, З.-Б.Ф. Контаутене и др.). В литературе подчеркивается воспитательно-образовательный потенциал народных игр: их самобытность, национальный колорит, комплексное влияние на формирование личности, обогащение эмоциональной сферы, развитие умений, необходимых для самоорганизации в деятельности.
В последние годы в детских садах ознакомлению детей с народной культурой, в том числе и с народными играми, стали уделять больше внимания (Т.М.Бабунова, Г.В.Лунина, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.В.Короткова, Т.И.Оверчук). Однако в учреждениях дополнительного образования для дошкольников народные игры как самостоятельный феномен национальной культуры «не вписываются» в режим занятий, поэтому используются лишь эпизодически, часто для решения каких - то конкретных задач воспитания или развития детей (например, для развития произвольного внимания, памяти, коррекции звукопроизношения и т.д.) (В.А.Березина, Н.Н.Кузьмина, М.П.Малиновская, Н.А. Марычина, О.В Сысоева). При этом следует принять во внимание тот факт, что взрослые (педагоги, родители) недооценивают в полной мере возможности народной игры в воспитании детей, не всегда могут приобщить детей к традиционным народным играм в силу того, что мало их знают (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев).
Таким образом, можно увидеть противоречие, которое заключается в признании высокого потенциала народных игр в воспитании дошкольников и недостаточной реализацией этого потенциала в учреждениях дополнительного образования.
В связи с этим мы определили проблему своего исследования так: каким образом можно повысить действенность воспитательно-образовательной работы с детьми в учреждении дополнительного образования посредством их приобщения к народным играм. В качестве формы дополнительного образования остановились на кружке для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выбор такой формы объясняется тем, что режим работы кружка более гибок, а по времени менее затратен, чем другие формы организации работы в УДО. Кроме того, кружок в основном выполняет функцию обогащения досуговой деятельности детей, удовлетворения их потребностей и интересов. Поэтому мы работу кружка назвали игровым часом. Дети приходили на игровой час после занятий в секциях, студиях, группах раннего развития.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: egalahova
Просмотров: 2412 | Загрузок: 678 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 18.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.