В 2011 году перед начальным образованием встала не легкая задача: изучить и начать работу в новом государственном стандарте второго поколения. Начало к введению ФГОС второго поколения было насыщенным во всех планах, начиная от освоения новой терминологии и заканчивая составлением календарно – тематического планирования. Было много разногласий, споров и страхов. Конечно, как и ко всему новому, так и к новым ФГОС второго поколения мы подходили с осторожностью и недоверием. Хочу поделиться личным опытом начала освоения ФГОС второго поколения. Сам стандарт начального образования второго поколения представляет со-бой усовершенствованную модель получения знаний учащимися. Кроме обще-принятых ЗУНов, ФГОС предусматривает развитие у детей универсальных учебных действий (УУД). А простым языком УУД выражаются в приобретении учащимися умений и навыков правильного общения, четкого и ясного изложения своих мыслей, предположений, гипотез, а так же умение отстаивать свое мнение, принимать или опровергать точку зрения одноклассников. Одна из важнейших задач учителя, научить ребенка самостоятельно добывать и сортировать знания из дополнительной литературы, справочников, словарей и т.п. Естественно, индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста, предусматривает проведение большого количества уроков в игровой форме, а так же уроков на свежем воздухе. Это краткое описание предстоящих задач ФГОС второго поколения. Ну, а раз есть задачи, должны быть и результаты. По окончанию 4 класса ученик дол-жен владеть связной, образной, грамотной речью. Уметь отстаивать свою точку зрения, выполнять реферативные сообщения, выступать со своими работами на конференциях, семинарах, а так же создавать и уметь применять презентации различного рода. Освоить пакет программ Майкрософт Офис на уровне пользователя. На начало учебного года в школу были поставлены новые учебники по ФГОС второго поколения. Учебники дополнены новыми заданиями, иллюстрациями и т.п. К каждой теме урока в учебнике поставлены свои задачи. Очень по-радовало электронное приложение к каждому учебнику. В электронном приложении представлены задания по теме урока, правила и иллюстрации. Особенно логично и структурированно составлено электронное приложение к учебнику «Азбука» автор Горецкий. В нем есть задание на каждый этап урока, практически на все буквы русского алфавита. Освоение новых ФГОС у нас проходит с непосредственным использованием информационных технологий. Они облегчают усвоение материала ученикам, делают знания детей более прочными. Этот вывод я сделала, опираясь на индивидуально – психологические особенности детей 6 – 7 лет. Так как у детей этого возраста еще не сформировано произвольное внимание, они реагируют на не-обычность раздражителя. Эту необычность придает уроку различные презентации, интерактивные игры по теме и т.п. Особенно интересно детям обучаться, тогда когда учитель включает в процесс обучения интегрированные уроки. На таких уроках дети получают на одном уроке знания по нескольким темам, проводя тем самым метапредметные связи. Интегрировать можно самые разные предметы: математика+изо, русский язык + литературное чтение, русский язык + окружающий мир и т.д. до бесконечности. Еще одним нововведением стало введение проектной деятельности в начальную школу. Выполняя проекты, дети добывают и систематизируют знания по теме, самостоятельно или совместно с родителями. Это учит детей работать с дополнительной литературой, отбирать из большого количества материала не-обходимый именно им материал, логически выстраивать структуру работы. Я активно использую метод проектов в своей работе. Дети выполняют проекты по разным предметам. Особенно большое количество проектов дети могут выполнить по окружающему миру. Ученикам нравится такая работа. Каждый проект ученик должен защитить, т.е. рассказать его суть, ответить на вопросы одноклассников и учителя. Что помогает ребенку овладеть коммуникативными умениями и навыками, а так же навыками связной, красивой речи, умением преподносить себя слушателям, владеть аудиторией, отстаивать свое мнение и аргументировать выводы. Такие проекты ребенок хранит в индивидуальной папке достижений учащегося (портфолио). С 2011- 2012 года портфолио является обязательным для каждого ребенка – первоклассника. Там он хранит свои наработки за все года обучения в начальной школе (рефераты, грамоты, проекты и т.п.). В ней есть так же рассказ о самом ребенке, его семье, школе, друзьях. Согласитесь, очень удобно. Для ученика это возможность систематизировать и наглядно показать то, чего он добился за годы обучения в начальных классах (среднем и старшем звене). А учителю это поможет составить первое впечатление об учениках, выявить таланты детей, создать атмосферу для дальнейшего роста личности. Такая папка может стать визитной карточкой ученика. Портфолио хранятся в классе, дети их пополняют вместе со мной или родителями. Ученик 21 века должен кардинально отличаться от ученика 20 века. Он должен уметь реализовать себя во всех направлениях. Раз изменяется ученик, должен измениться и учитель. В работе учитель есть тоже много изменений. Было сложно научиться составлять новый календарно – тематический план, за-ранее предположить какие результаты будут получены по каждой теме, каждого предмета. Плюс к этому учитель должен хорошо овладеть знаниями икт, для использования инновационных технологий. В этом нам поможет ФГОС второго поколения. Задача нас учителей, не противиться введению новшеств в образовательную систему, а постараться освоить новый уровень преподавания научных дисциплин. И провести своих учеников по дороге знаний. Идя медленно, но верно, к ученику нового поколения, успешному и востребованному в современном обществе.
Стандарт начального образования второго поколения представляет собой усовершенствованную модель получения знаний учащимися. Кроме общепринятых ЗУНов, ФГОС предусматривает развитие у детей универсальных учебных действий (УУД), которые выражаются в приобретении учащимися умений и навыков правильного общения, четкого и ясного изложения своих мыслей, предположений, гипотез, а так же умение отстаивать свое мнение, принимать или опровергать точку зрения одноклассников. Одна из важнейших задач учителя, научить ребенка самостоятельно добывать и сортировать знания из дополнительной литературы, справочников, словарей и т.п. Освоение новых ФГОС у нас проходит с непосредственным использованием информационных технологий. Они облегчают усвоение материала ученикам, делают знания детей более прочными. Этот вывод я сделала, опираясь на индивидуально – психологические особенности детей 6 – 7 лет. Так как у детей этого возраста еще не сформировано произвольное внимание, они реагируют на необычность раздражителя. Эту необычность придает уроку различные презентации, интерактивные игры по теме и т.п. Еще одним нововведением стало введение проектной деятельности в начальную школу. Выполняя проекты, дети добывают и систематизируют знания по теме, самостоятельно или совместно с родителями. Это учит детей работать с дополни-тельной литературой, отбирать из большого количества материала необходимый именно им материал, логически выстраивать структуру работы. Я активно использую метод проектов в своей работе. Дети выполняют проекты по разным предметам. Особенно большое количество проектов дети могут выполнить по окружающему миру. Ученикам нравится такая работа. Каждый проект ученик должен защитить, т.е. рассказать его суть, ответить на вопросы одноклассников и учителя. Что помогает ребенку овладеть коммуникативными умениями и навыками, а так же навыками связной, красивой речи, умением преподносить себя слушателям, владеть аудиторией, отстаивать свое мнение и аргументировать выводы. Такие проекты ребенок хранит в индивидуальной папке достижений учащегося (портфолио). С 2011- 2012 года портфолио является обязательным для каждого ребенка – первоклассника. Там он хранит свои наработки за все года обучения в начальной школе (рефераты, грамоты, проекты и т.п.). В ней есть так же рассказ о самом ребенке, его семье, школе, друзьях. Согласитесь, очень удобно. Для ученика это возможность систематизировать и наглядно показать то, чего он добился за годы обучения в начальных классах (среднем и старшем звене). А учителю это поможет составить первое впечатление об учениках, выявить таланты детей, создать атмосферу для дальнейшего роста личности. У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД. Среди которых: личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие. Коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя её он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. По окончанию 1 – го класса ученикам будет предложено защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил своё портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем выступающем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у выступающего перед ними. Задача нас учителей, не противиться введению новшеств в образовательную систему, а постараться освоить новый уровень преподавания научных дисциплин.
|