Сохраняем здоровье и красоту волос
Учим детей думать
Деликатная проблема – это тоже проблема
Дистанционное образование для школьников

На сайте всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
vikmaill



Главная » Дошкольное образование » Взаимодействие с родителями

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

01.04.2022, 19:39
Саяпова Алена Вячеславовна
воспитатель МБДОУ ДС "Солнышко"
Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству.

Решающее значение для гендерного развития личности, по мнению ученых, имеет дошкольный возраст. В этот период происходит формирование первичных представлений ребенка о социальных образцах поведения мужчин и женщин, на основе представлений о своем теле формируется первичная половая идентичность. Стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой формируется к третьему году жизни. В раннем детстве под влиянием условий воспитания и среды ребенок обучается различать пол окружающих, осознает свою принадлежность к женскому или мужскому полу и необратимость своей половой принадлежности. К 4-5 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя. Сформировав представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.

Полоролевое воспитание заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учетом гендерной идентичности, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.

Программно-методическое обеспечение многих дошкольных образовательных учреждений не учитывает особенности мальчиков и девочек, и в результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на полоролевые особенности. Отсутствие эффективного гендерного подхода приводит к тому, что у детей нет представлений о специфических чертах, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Современное образование, к сожалению, не обеспечивает условий в процессе обучения и воспитания для реализации мальчиками и девочками полоролевого образа. Полоролевой образ - это не только телесный, физический образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к природе, к людям, к предметам рукотворного мира, ориентированными на культурно-исторически сложившиеся эталоны, образцы. Женщину в девочке, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению своей роли в семейной и общественной жизни.

Гендерное воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами.

Значение полоролевого воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек ко взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать гармоничную семью.

Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Для осуществлений полоролевого воспитания дошкольников можно использовать множество средств и методов, разработанных известными учеными (Т. А. Репина, Л. В. Градусова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). Так, средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, а так же о содержании семейных ролей являются этические беседы на основе художественных произведений, специально созданные педагогические ситуации и реальные случаи из жизни группы. Особое значение имеют и художественные рассказы, сказки.

Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.

Особое внимание следует уделять играм, которые можно умело использовать в педагогическом процессе современного детского сада для закрепления представлений о мужественности и женственности. К примеру, во время приема детей можно провести игры : «Кто что делает» для формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях и развития ценностного отношения к людям труда; «Чем похожи наши мамы и папы?» для формирования умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.

При формировании у детей полоролевого поведения огромную роль играет использование народных традиций. Природосообразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а так же роли природы в нравственном становлении личности молодого поколения.

Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Через материнскую позицию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно. Также огромную роль в полоролевом воспитании играют русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

В творческой игре дети ярче всего транслируют свои первые гендерные представления о том, как следует поступить в той или иной ситуации мальчику, а как девочке. В процессе игровой деятельности постигаются этические нормы выстраивания взаимоотношений между мальчиками и девочками, формируются нравственные качества, ожидаемые от представителей конкретной гендерной группы. Для мальчиков это и ответственность, и взвешенность принимаемых решений, и сопереживание действием (готовность прийти на помощь).

Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т. д. Необходимо отметить, что важное значение в полоролевом воспитании имеют театрализованные игры. Среди средств и методов, оказывающих значительное воздействие на специфику проявлений качеств мужественности и женственности дошкольников, ряд исследователей выделяет искусство, и, в частности, искусство кино. Но, необходимо правильно подбирать фильмы, мультфильмы для просмотра детьми.

Таким образом, перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача отнестись к образованию детей дошкольного возраста по новому : перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей.

Процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины.


Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: САЯПОВА1
Просмотров: 165 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:






Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIV Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
II Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
II Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
X Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Времена года"
VIII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
IV Всероссийский творческий конкурс "Волшебный пластилин"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2022
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 23.05.2022


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.