Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Актуальность плана по патриотическому воспитанию.
1.Воспитание гражданственности и патриотизма - актуальная современная задача, наиболее эффективно формирование этих качеств в детском и подростковом возрасте.
2.Творчество является важным средством в воспитании чутких и ответственных граждан своего отечества.
3.Тема войны близка детям и доступна для понимания, потому что во многих семьях хранят память о героических подвигах погибших в годы войны родственниках.
Участники:
Дети подготовительной группы.
Родители воспитанников.
Воспитатель группы Жоржина Н.Н.,
Тифлопедагог Иванова С.И.,
Музыкальный руководитель Соловьева Т.Н.,
Физкультурный руководитель Алексеева Т.Г.
МБДОУ "Детский сад №5 компенсирующего вида", Лен. область, Гатчина
Идея: Приобщение детей к традициям и обычаям нашего народа, воспитание патриотических чувств и познавательного интереса к истории и культуре своей страны. Возникла идея проведения творческого проекта «Военные страницы семейного альбома». Выстраивание всех видов деятельности вокруг темы «Великая Отечественная война».
Структура проекта:
план разбивается на три промежуточных этапа.
1.Знакомство с памятными местами города – историческим наследием русского народа.
2.Исследование истории своей семьи. Изучение и сохранение традиций.
3.Оформление странички семейного альбома.
Реализация проекта.
Родителям вместе с детьми предлагалось исследовать историю своей семьи и поделиться с нами найденными фотографиями, документами. Предлагали написать рассказ или сочинить стихотворение о своих героических родственниках, ставших на защиту Родины, работавших в тылу, создать рисунок на эту тему.
Итоговый продукт: «Семейный альбом», оформленный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини – эссе о войне, рисунки о военных событиях, фотографии, открытки, стенгазета).
Данный проект мы осуществили в рамках подготовки к празднованию 70– лет Победы.
Тема проекта продолжалась в разных видах образовательной деятельности:
Провели опрос среди родителей группы.
Анкета.
-Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
-Хотите ли узнать о них больше?
-Что вы знаете о военных сражениях в нашем родном городе?
-Кто насмерть бился с врагом, прикрывая отход советских войск из Гатчины?
-Кто совершил боевой подвиг, освобождая город Гатчину в 1944году?
Провели экскурсии:
Рассмотрели памятную доску на улице Соборной. В этом доме 13 сентября 1941 года отряд ополченцев под командованием политрука Андрея Григорина насмерть бился с врагом, прикрывая отход советских войск из Гатчины.
Рассмотрели памятную доску на улице Киргетова.
На памятной доске написано: Командир краснознаменного минометного полка Киргетов Исаак Ананьевич звание героя Советского Союза боевой подвиг при освобождении г. Гатчины в 1944 году. Погиб в боях за Берлин.
Рассмотрели памятник Воинам – Освободителям. Находится в г. Гатчина на проспекте 25 – Октября, около дома №5 (кинотеатр «Победа»). Открыт 9 мая 1995 году. Считается незаконченной работой, что видно при близком рассмотрении, хотя выглядит довольно органично. В постамент заложена капсула с аудиозаписью ветеранов к потомкам.
Побывали у стен Сильвийских ворот, где 30 июня 1942 года были расстреляны 25 комсомольцев - подпольщиков. Героически погибшим комсомольцам была установлена памятная доска.
Посетили воинское братское кладбище. Состоит из нескольких братских могил и ряда одиночных. Всего похоронено более 1600 человек (1941 -1945 годы) в том числе Герои Советского Союза Перегудов Алексей Иванович и Гречишкин Василий Николаевич. Расположено на территории гражданского кладбища Гатчины (улица Солодухина).
Организовали участие детей в возложении цветов.
Посетили библиотеку.
Для чтения детям в детском саду выбрали книги:
Яков Макаренко «Знамя Победы».
Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне.
В. Н. Семенцова «Лист фикуса» - рассказы о войне.
В. Воскобойников «Девятьсот дней мужества».
Участие семей воспитанников в реконструкции зимнего боя 1944 г.
В ночь на 26 января 1944 года город Красногвардейск (Гатчина) был взят штурмом силами 42-й Армии Ленинградского фронта в рамках операции «Январский гром». В результате фронт немецкой обороны развалился, немецкая 18-я Армия была рассечена на две части, что ускорило дальнейшее наступление советских войск.
Побывали на выставке моделей военной техники.
Выучили стихи о войне.
Пригласили ветеранов войны и провели с ними беседу.
В детском саду слушали песни военных лет в исполнении педагогов.
Очень полюбилась детям песня «Катюша», морской танец «Яблочко».
провели спартакиаду дошкольников
Команда «Орлята».
Наш девиз: «Ничем орлят не испугать, орлята учатся летать».
1.Игра «Перестрелка».
2.Веселые старты «Школа волана».
3.Флорбол.
4.Мини – футбол.
5.Веселые старты.
6.Легкоатлетическое многоборье.
7.Легкоатлетическая эстафета.
Авторская работа Сазоновой Ксении.
Сазонова Ксения участвовала в международном конкурсе детских рисунков «Мы поедем, мы помчимся!». Представлена работа «Танк – Защитник».
Провели беседы с детьми на тему «что я знаю о Великой Отечественной войне»
Исследование истории своей семьи.
С помощью наглядной видео-презентации «Военные страницы семейного альбома» мы познакомились с родственниками детей, воевавшими в годы Великой Отечественной войны.
Получили возможность оживить историю страны через историю своей семьи, через творческое исследование, погружение в быт и культуру блокадного города и фронтовую жизнь солдат
Мини – музей в группе.
Мне захотелось дополнить знания детей и я предложила им создать «Мини – музей Великой Отечественной войны» в группе, а в процессе его создания познакомиться с военной техникой того времени, наградами и медалями Великой Отечественной войны.
Оформление альбома.
Дети вместе с родителями и педагогами оформили листок семейного альбома.
Такие исследования побуждают к размышлению, сопереживанию, становлению патриотического воспитания, они призваны пробудить в юном поколении гордость за свой народ, сопереживание фронтовикам и блокадникам, которым они обязаны жизнью, вызвать патриотические чувства и интерес к своей истории, в частности, к поиску героев в своей семье.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно с детства знакомить детей с историей нашей Родины. 2015 год для всех нас — знаменательный год. 9 мая мы отметим 70-летие Победы нашей страны в Великой отечественной войне. На Западе предпринимаются попытки переписать историю, сделать главными борцами с фашизмом не Советскую армию, а наших союзников, которые открыли второй фронт только в конце войны. Поэтому важно, чтобы дети знали правду о войне, о ее героях о подвиге нашего народа, о том, какую цену заплатила за Победу наша страна.
Задача педагогов и родителей - воспитание патриотических чувств у детей, а для этого проводится систематическая постоянная работа. Обязательно проводится возложение цветов к памятникам героям войны во время празднования дня Победы, выпускаются стенгазеты, альбомы «Мой папа-солдат», «Мой прадед защищал Родину». И конечно проводятся праздники и развлечения. «Наш город», « День защитника отечества» и «День Победы». Дети читают стихи, пословицы, поговорки о Родине, об армии - «Жить-Родине служить», «Родина любимая, что матушка родимая», «Без Родины милой - будешь птицей бескрылой».
У ребят рождается чувство гордости за наш город, за нашу страну, за нашу армию, отстоявшую мир на земле. Хочется надеяться, что если с детства детей учат хранить и уважать историю нашей страны, то они вырастут достойными гражданами, любящим свою родину.
Используемая литература.
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы.
2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
4.Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности».
5.Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир».
6.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
|