Современные родители – это родители, воспитанные поколением,
когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не
эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.
Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения.
Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно
быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его
возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями
складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения,
эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных
семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один
воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным,
неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с
окружающими
Другая особенность -
попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и
бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей,
перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического
состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции
родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от
настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом
здоровье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро
стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является
кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой
родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность,
увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей
«группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями.
Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя.
Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы,
наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная
функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для
сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором
формирования личности ребенка.
Цель : Выстроить подлинное доверие и партнёрство с
семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и
родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного
влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
- Обеспечение
физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического
развития детей.
- Вовлечение
родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение
профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и
направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности,
способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование
развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское,
психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение
конструктивным способам общения каждого участника педагогического
взаимодействия.
Основная работа по программе
ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета
личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он
образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае
родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных
детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в
детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога
строиться на гуманистических принципах,
которые утверждают:
- Все
люди разные
- Каждая
личность неповторима и уникальна
- Каждый
человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
- Жизнь
создаётся любовью
- Любить
человека- значит утверждать его неповторимое существование
- Необходимо
отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями
объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт
наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной
личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и
создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе
формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в
работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и
интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение,
конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления
родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность
взаимоотношений с педагогом.
Характер
педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные
ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих
эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно
способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к
сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной
активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит по трем направлениям:
1 Направление -Диагностическое.
Основная цель:
определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей
внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
- Исследование
закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в
поведении детей и родителей. Поиск причин.
- Проблемы
в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые,
приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи,
коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях.
- Опрос
родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем,
метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах
родителей.
- Анализ
диагностики детей, изучение уровня развития.
- Анализ
имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи.
- Активизация
работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской
общественности в жизни группы.
2 Направление
-Профилактическое
Основная цель: повышение
педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании
здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение
тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
- Пропаганда
психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их
взаимодействию с детьми.
- Создание
дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления
психологического контакта с семьями, повышения педагогической
культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов,
тренингов, бесед, совместных с детьми праздников.
- Проведение
совместных с родителями диспутов примерные темы:
« Формирование привычки к
здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
«Счастливая дорога от детского
сада до домашнего порога» и т.д.
Круглый стол: «Психическое
здоровье детей»
- Формирование
взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению,
ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения.
- Оказание
помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и
детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения
педагогической компетентности родителей. Проведение различного
консультирования с приглашенными специалистами школы(психолог, соц.
педагог) и социума (юрист).
- Активизация
семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников.
3 Направление - Заключительное
(Реабилитационное с «проблемными» детьми)
Основная цель: оказание
конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием
социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе
работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в
ответе за своих детей»
Программно-методическое
обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного
стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и
технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на
удовлетворение социального заказа.
Желаемым результатом
педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка,
готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью,
ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности
детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
Формы работы с семьей
Презентация
дошкольного учреждения
Цели: познакомить
родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и
коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по
развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную
информацию о содержании работы с детьми
Открытые занятия с
детьми для родителей
Цель: познакомить
родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него
элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю,
ввести его в круг своих интересов).
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия
семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и
предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения
рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным
опытом семейного воспитания и т.д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое
обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания
материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов
семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется
психолого-педагогическая характеристика семьи Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с
семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с
другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании,
консультации.
Цель: оказать
родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания,
способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее
планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее
подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить
непосредственно к главным темам.
Тематические
консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что
педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный
совет.
.Групповые собрания
родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием,
задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
"Круглый
стол" с родителями
Цель: в
нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с
родителями
На конференции в занимательной форме педагоги и родители
моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не
только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и
устанавливать доверительные отношения с педагогами
Наглядная
пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства
наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей
к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических
задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между
сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за
поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в
детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском
саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми
детей, режимными моментами.
С целью побывать в дошкольном учреждении проводятся
дежурства. Проблемных родителей привлекать к участию в экскурсиях и прогулках с
детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды —
разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические
выставки создаются для родительского коллектива группы. К их
оформлению привлекать «проблемных»
родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из
газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно
познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для
родителей. Продолжение в приложенном файле
|