Алгоритм построения организованной образовательной деятельности
Дата Май 2024 г.
Вид непосредственной образовательной деятельности Образовательная деятельность по ОО “Познавательное развитие” в средней группе.
Тема «Путешествие Капельки»
Программа Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3 изд-е, испр. и доп. 2019 .– с.368.
Возраст 4-5 лет, средняя группа
Направление Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Основная образовательная область ОО «Познавательное развитие»
Интегрированные образовательные области ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
Форма проведения Образовательная деятельность
Цель Формирование интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи
Развивающие Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Закреплять умение работать с прозрачной посудой.
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Образовательные ОО “Познавательное развитие ”: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах).
Уточнить значение воды для всего живого на земле.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: обогащать игровой опыт детей; способствовать проявлению у детей доброжелательности, дружелюбия по отношению друг к другу.
ОО «Физическое развитие»: совершенствовать умение ориентироваться на местности, выполнять имитационные движения;
ОО «Речевое развитие»: активизировать речь детей: вызвать желание отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли.
ОО “Художественно-эстетическое развитие”: учить детей и родителей нетрадиционному способу рисования цветными льдинками.
Планируемый результат Сформированность у детей способности к экспериментированию, получению знаний.
Методы и приемы 1. Игровой: введение игрового персонажа «Капельки».
2. Практический: опыты.
3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Наглядные средства обучения 1. 12 шт. стеклянных стаканов, 4 шт. одноразовых тарелок,1 литр молока, 1 литр клубничного сока, вода, дольки лимона, кусочки белого льда, пластиковый стакан, бумажные салфетки, фломастеры, штемпельные подушки, листы бумаги, влажные салфетки, трубочки, аудио запись «Шум воды», цветные смайлики (всё индивидуально для каждого ребенка).
2. Слайды с изображением грустной и веселой Капельки.
3. Слайды с изображением животных и людей с водой и в воде.
Организация детей Фронтальная (сидя, стоя, в игре)
Индивидуальная работа Рисование смятой бумагой, опыты с водой
Словарная работа Обогащение словаря детей понятиями: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Предварительная работа Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и для чего», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Структура I. Игровая ситуация “В гости Капелька пришла”
II. Экспериментирование с водой
III. Физминутка “Летний дождь.”
IV. Рисование смятой бумагой
V. Подведение итогов
Ход:
Содержание: I Вводная часть.
Воспитатель Дети
1.Беседа
Добрый день! Мне очень приятно вас всех видеть! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Слушать внимательно, ума набираться! Здравствуйте, исенмесез!
2. Показ слайда
Сегодня ребята, к вам необычная гостья пришла, «Капелька»
Но почему то она такая печальная? Здравствуй, Капелька.
3.Постановка задачи перед детьми от имени персонажа
Капелька: Я совсем недавно родилась и ничего не знаю о себе. Кто я, где я живу, для чего и кому я нужна и от этого мне очень грустно. И вот поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы очень умные ребята и наверняка что-то обо мне знаете.
Дорогие ребята, поможем Капельке? Да
4.Вопросы
Из чего состоит капелька и где она живет, как вы думаете? Состоит из воды и живет в воде (показ слайда)
Молодцы! А где можно встретить воду? В реке, море, океане, кране.
(разные ответы детей)
(показ слайда)
5.Загадки
Вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки:
Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл (снег)
Из огромной, черной тучи
Льется мокрый и колючий (дождь)
Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко
Уцепилась за карниз
И растет зимою вниз (сосулька)
6. Вводная беседа перед экспериментированием
Вот видите, ребята, вода бывает разной, и сегодня мы это проверим. Ура!
Содержание: II Основная часть «Экспериментирование с водой»
1.Беседа
Ребята! А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас отправимся в нашу лабораторию, представим, что мы ученые и будем проводить опыты. Хотим поиграть и посмотреть.
2.Экспериментирование
Ребята! Посмотрите, что у нас на столах. Покажите мне пожалуйста стакан с водой, а потом стакан с молоком. Перечисляют всё, что стоит на столе. Выполняют действия.
Как вы догадались и как определили? Что нам помогло? Вода прозрачная, а молоко нет.
А давайте с вами посмотрим, правда, это или нет? Давайте посмотрим.
Положите в стаканчик с водой трубочку. Она видна в стакане с водой? Да, её видно в стаканчике.
А теперь положите трубочку в стаканчик с молоком. Видно её? Нет! Трубочки не видно.
Теперь мы с вами убедились, что вода на самом деле прозрачная. Молоко не бывает прозрачным.
Опыт № 1 «На определение текучести воды»
Для следующего опыта нам нужна только вода. Давайте рассмотрим воду на текучесть. Возьмите стакан с водой и перелейте в другой стакан. Вы видите, что вода выливается и переливается в другой стакан. Выполняют действия со стаканами и наблюдают за результатом.
Почему? Как вы думаете? Она жидкая.
3.Слушание
А еще вода умеет шуметь, послушайте (слушание аудио записи «Шум дождя, водопада, ручья, воды из крана, звук капли из крана»).
Опыт № 2 «На определение вкуса и запаха воды»
4.Экспериментирование
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус и запах у воды. Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. Вкусный сок? А какой у него вкус? Вкусный, сладкий, клубничный.
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? Вода безвкусная. У нее нет вкуса.
А теперь понюхайте воду, пахнет? Нет, не пахнет.
А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим лимон, (соль, сахар). Попробуйте воду, какая она стала на вкус? Кислая, соленая, сладкая.
Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, что произойдет ребята? Разные ответы детей.
А запах появился у воды или нет? Да.
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.
Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили (можно добавить варенье, мёд, сироп).
А сейчас ребята мы немного отдохнем. Дети встают, и повторяю действия за воспитателем.
5.Физминутка «Летний дождь».
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! (дети идут по кругу друг за Шлепаем по лужам другом)
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! (останавливаются лицом в
Зонтик нам не нужен круг, смыкают руки над головой)
Нам не страшен сильный дождь! (прыжки на носочках)
Лето наступило! (тянутся вверх, раскинув руки)
Ну промокли мы. И что ж? (Пожимают плечами)
Будем мыться с мылом! ( намыливают руки)
5. Обобщение
Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней. Вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Опыт № 4 «Лед - твердая вода»
6.Экспериментирование
Что бы провести следующий опыт, нам нужен лед. Скажите, какой лед – теплый или холодный? Холодный.
Из чего образовался лед? Из воды.
Возьмите лед в руку, и скажите, что с ним происходит? Он начинает таять.
Почему. Потому что рука теплая, а лед холодный.
7.Подведение к выводу
Значит делаем ВЫВОД:
лед – это тоже вода. Да.
8.Вопрос
Скажите мне, пожалуйста, может ли от воды появиться радуга на салфетке? Нет.
А вот мы сейчас посмотрим. Сегодня к нам в гости пришел волшебник и хочет нам с вами показать фокус. Ура!
9.Сюрпризный момент
(под музыку в зал заходит волшебник)
Здравствуйте ребята! Здравствуйте!
Скажите, а вы любите фокусы? Да.
10.Показ фокуса
Вот я сейчас заговорю воду, и она у вас на глазах нарисует на салфетке цветную радугу.
Описание фокуса. «Радуга на салфетке».
Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры. Стакан заполняется водой на 1/3часть, от салфетки отрезается кусочек примерно 5 см. шириной, на салфетке проставляются большие точки каждым цветом фломастера. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.
Понравился фокус? Да.
Я к вам пришел не с пустыми руками. Любите ли вы рисовать? Да
Я принес вам волшебные подушечки и белый лист бумаги, который нужно смять, прежде чем приступить к рисованию.
Вед. Спасибо волшебник за такой замечательный подарок. До свидания! (волшебник прощается и уходит) До свидания!
11.Рисование
Я предлагаю вам порисовать. Благодаря смятой бумаги у вас получится необычный узор. (тихо звучит музыка). Дети берут смятую бумагу и наносят узоры на листы бумаги.
После рисования работы вывешиваются на стенд.
12.Рассматривание рисунков
Ребята, а знаете ли вы, кому нужна вода?
(показ и рассматривание слайдов) Животным, птицам и людям. А еще надо растениям, чтобы они не погибли.
13.Итоговая беседа
Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь!
Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать, иначе они погибнут. А людям и животным вода просто необходима, для жизни. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Смотрите, какая Капелька стала? Веселая и радостная.
Она поняла, что имеет большое значение в жизни людей, животных и растений. И ей тоже понравился фокус и ваши красивые рисунки, ведь она тоже принимала участие в этом. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям значок капельку) Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле! К воде, которую мы используем дома, нужно относиться ребята, бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
14.Чтение стихотворения
(прочитать стихотворение О.Борщ )
Вода-основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Хорошо.
Содержание: III Заключительная часть
1. Итоговые вопросы
Ребята, скажите, пожалуйста, что вы нового сегодня узнали? Какое доброе дело сделали? Кому вы расскажите об этом?
Ответы детей.
|