«С какого возраста начинать готовиться к школе?»
Уже за несколько лет до школы в поведении ребенка можно разглядеть предвестники вероятных школьных трудностей и сделать все, чтобы их предотвратить. 3ГОДА Многие дети в этом возрасте идут в детский сад. Их адаптация к новой жизни – генеральная репетиция того, что будет происходить через несколько лет, когда начнется учеба в школе. Поэтому сейчас важно сделать выводы о том, как скорректировать подготовку к первому классу. Неприятные признаки в этом возрасте: -Неумение или нежелание самому обслуживать себя. Нередко встречаются трехлетки, привыкшие к тому, что мама их кормит, одевает, завязывает шнурки и т.д. У некоторых из этих детей бытовые навыки напрочь отсутствуют, у других – имеются, но находятся «в пассиве»: зачем что-то делать, если мама всегда придет на помощь? «Наступая на горло собственной песне», отказываться от привычки все делать за карапуза. Пока ребенок мал, у вас есть время дать ему право на ошибку. Ведь не смертельно, если малыш раз-другой выйдет на улицу в майке, надетой задом наперед. Гораздо хуже, если он придет в первый класс неподготовленным к элементарным вещам и станет объектом для насмешек. -Замкнутость, страх общества. Часто эти качества присущи детям необщительных родителей, ведущих уединенный образ жизни. Такой ребенок с рождения привыкает к очень ограниченному кругу людей: мама, папа и еще парочка родственников или знакомых. Общение с посторонними для него - стресс. Для начала показать ребенка психологу, чтобы исключить различного рода заболевания, которые могут проявляться в такой необщительности. Если малыш психически здоров, но просто не приспособлен к нахождению в обществе – самое время научить его общаться. Детский сад в данном случае – мощнейшее терапевтическое средство. Помимо этого неплохо бы расширить круг общения семьи, чаще приглашать домой гостей – словом, дать ребенку убедиться, что комфортно и интересно может быть не только с родителями. -Отставание в физическом развитии. Если ребенок недостаточно подвижен и родители не занимаются с ним специально, это может стать причиной проблем с осанкой, координацией движений, быстротой и ловкостью. Психологи говорят, что интеллект трех -четырехлетнего ребенка – это прежде всего «двигательный интеллект» (умение управлять своим телом). Поэтому недостаток физической активности может обернуться в школе проблемами с памятью или сообразительностью. Что делать? Чаще играть с малышом в подвижные игры. Превосходно, если в семье появится обыкновение делать утреннюю гимнастику. Время от времени можно поручать малышу самому проводить зарядку: вспоминать или придумывать и показывать упражнения. Это поможет ребенку адаптироваться к ситуациям, когда он находится в центре внимания – например, при ответе у доски. 4 ГОДА. Практически все педагоги, включая даже противников теорий раннего развития, сходятся во мнении, что с четырехлетним ребенком пора начинать заниматься. Интеллектуальная подготовка к школе может выявить следующие проблемы: - Лень, отсутствие привычки думать. Некоторые дети «проглатывают» мультфильмы, сказки и рассказы, как еду, не прожевывая и не извлекая практически никакой пользы. Такое потребительское отношение к информации, когда она лишь развлекает ребенка, но не остается в памяти, требует коррекции. Что делать? Приучать чадо воспринимать информацию осознанно. После совместно просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа задайте малышу несколько закрепляющих вопросов. Спустя какое-то время, например на следующий день, можно вернуться к обсуждению того же рассказа и проверить, что отложилось в памяти у ребенка. Превосходно, если за прошедшее время у крохи появятся новые соображения и ассоциации. Постепенно малыш привыкнет уже во время просмотра или прослушивания сказки вычленять ключевые моменты и мыслить структурировано. -Недостаточная эрудиция, узкий кругозор. Бывает, что первокласснику тяжело учиться, потому что он понимает не все слова педагога, не знает обсуждаемых явлений. Что делать? Пожалуй эта проблема решается легче всех. Если малышу незнакомо какое-то слово, сразу же объясняйте его значение. Ездите на экскурсии, читайте разные энциклопедии, обсуждайте все вокруг – и ребенок будет знать о мире гораздо больше. -Незнание цифр. К четырем годам ребенок должен знать, как выглядит каждая цифра, и уметь указать ее в ряду других знаков. Что делать? Предлагать ребенку находить цифры во всем , что нас окружает. -Незнание букв. Педагоги рекомендуют к четырем годам познакомить кроху со всеми буквами алфавита. Что делать? Приобрести азбуку и начать заниматься с ребенком. Во избежание путаницы лучше называть ребенку не само имя буквы, а звук, который она обозначает. 5ЛЕТ. Теперь о школе задумываются даже те родители, кто раньше откладывал эти заботы «на потом». В этом возрасте мы уже хорошо знаем сильные и слабые стороны своего ребенка, его особенности и таланты – самое время выбрать подходящую школу. -Неаккуратность, неумение работать в тетради. Воспитатели и педагоги считают, что пятилетние дети должны уметь опрятно вести тетрадь. -Неумение логически мыслить, обобщать и анализировать. Современные дети часто многое знают, но их знания не упорядочены, не систематизированы. -Неумение общаться на равных с другими детьми. Привычка смотреть на окружающих с опаской или, наоборот, помыкать ими может сослужить дурную службу в школе. Ведь там дети учатся не только решать задачи, но и дружить, улаживать конфликты, помогать друг другу. -Неумение читать и считать. Учителя начальных классов подчеркивают, что к моменту зачисления в первый класс малыш не обязан владеть навыками чтения и счета, однако эти умения очень желательны. 6ЛЕТ. Многим шестилеткам предстоит пойти в школу уже совсем скоро, через несколько месяцев. Однако ученые предостерегают родителей от стремления отдать малыша в школу как можно раньше. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, чрезвычайно важен для его развития. Среди шестилеток велика доля детей, не достигших школьной зрелости. Но если в предыдущие годы ребенка планомерно готовили к учебе, то оставшееся время лучше всего употребить на создание у ребенка позитивного настроя и на укрепление его здоровья. Какие детсадовские привычки требуют коррекции? -Сонное утро. У детсадовцев утро обычно проходит так: ребенка будят непосредственно перед выходом из дома, наспех умывают, одевают и транспортируют в садик. Что делать? Приучайте ребенка просыпаться за 40-60=минут до выхода из дома, умываться, съедать завтрак. Ваша цель такова: К школе малыш должен научиться еще до выхода из дома достигать активного, бодрого, работоспособного состояния. -Привычка доказывать свою правоту взрослому. Это свойство характера нельзя назвать вредным, но желание поспорить со старшими должно быть следствием смелости и уверенности, а не банального отсутствия дисциплины. Ребенок должен уметь выполнять просьбы взрослых и реагировать на замечания.
Воспитатель МДОУ №126 Редичкина Н.В.
|