«Дети перестали читать» - как часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребёнка, захватывают заветные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Она не только источник знаний, книга – это самые широкие врата, через которые ребёнок входит в культуру, и в то же время эффективнейшее средство связи и общения поколений, способ передачи ценностей, вкусов, пристрастий, знаний и опыта от старших к младшим. Могут ли родители помочь своим детям в воспитании любви и интереса к книге, потребности в чтении, в способности тонко проникать в сложный мир литературных произведений? Конечно, могут! Но как? Об этом и пойдёт речь в нашем выпуске! Прежде чем начать знакомство малыша с книжками, родителям полезно самим просмотреть их, чтобы обдумать, как преподнести книгу ребенку, на что обратить внимание. Книжки–картинки – прекрасное средство для развития интереса детей к книге, его любознательности. Детей нужно усадить удобно, уютно, так, чтобы они могли видеть и книжку и чтеца. Детям постарше сначала следует показать обложку: рисунки на ней уже подготавливают к определенному восприятию. После этого открывается первая страничка, которая внимательно рассматривается вместе с ребенком. Однако дети не всегда умеют рассматривать картинки и видеть в них то, что следовало бы. Поэтому родителям необходимо специально поставленными вопросами побуждать ребенка к наблюдательности, высказываниям и рассуждениям («Кто там летит в небе?», «Разве этот цветок только розовый?» и т.д.) По ходу чтения и рассматривания родители ведите с ребенком беседу. В силу быстрого ритма жизни у некоторых родителей порой не хватает достаточно времени, чтобы проводить его с детьми. Но для прочтения 1 сказки, рассказа требуется минут 10 – 15. Оптимальный вариант - чтение книги вечером перед сном ребёнка. Уже с малых лет следует приучать малыша внимательно слушать, рассматривать, не отвлекаться, бережно перелистывать странички. В некоторых семьях книги бросают, используют в качестве подставки, разрешают в них раскрашивать иллюстрации, вырывать страницы. Отрицательный пример взрослых приводит к тому, что и у ребенка появляется небрежное, неуважительное отношение к книге. В семьях, где книгу берегут, ставят на специально отведенные места, подклеивают, бережно пользуются ею, и у детей воспитывается отношение к книге как к чему-то ценному, требующему внимания. Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть. Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение. Подбирая книгу для ребенка, нужно учитывать специфику его возраста и индивидуальные особенности: жизненный опыт, характер и содержание понятий, представлений, богатство чувств и образов воображения. Нельзя успокаивать себя тем, что дети внимательно слушают. Можно слушать, но не слышать. Вместо того, чтобы читать книгу, не подходящую по возрасту, лучше несколько раз перечитать хорошо знакомую. Прочитать книжку раньше времени – это иногда совсем потерять её. Из всех видов книжек дети дошкольного возраста больше всего любят стихи – веселые, звучные, озорные, рассказывающие о старых знакомых, и том, что было раннее неизвестно, которые учат быть добрыми и чутким, помогать слабым, защищать обиженных. Однако родители должны учитывать, что восприятие комического предполагает определенный уровень подготовки ребенка (понимание значения слов, владение достаточно грамотной речью, знание и представление величины и объема предметов, их цвета и формы, свойств и назначения). Главное в воспитании интереса к книге это умение выбрать подходящий круг чтения для вашего малыша и умение преподнести произведение ребенку. В настоящее время большое количество детской литературы. Если выбор книги для родителей вызывает сложности, можно обратиться к различных хрестоматиям, в которых указан примерный возраст детей, на который они рассчитаны. Более разумный способ – посоветоваться с воспитателем вашего ребенка, либо воспользоваться рекомендациями, представленными рубрике «Изучите дома». Книги входят в мир ребенка задолго, как он сам станет читателем. Именно о того, как вы заинтересуете его постигнуть этот интересный мир литературы зависит его отношение к миру книги, его желание быстрей научиться самостоятельно читать. Очень важно, чтобы уже с самого раннего детства формировалось у детей бережное отношение и любовь к книге!
|