«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Определять схему предложения. Продолжать учить подбирать слово к определённой схеме. Закреплять знания в делении слов на части Определение места звука в слове. Уметь правильно изменять и заканчивать предложение с определённым словом. Продолжать учить определять ударение по гласному звуку. Закреплять знания определять и выкладывать звуки знаками Умение соединять звуки в слоги. Упражнять детей работать в коллективе, поддерживать темп.
Ход занятия. Ребята, мы сегодня будем снова обучаться грамоте и проведем игру «Учитель - ученик», поговорим о звуках и буквах, познакомимся с новой буквой, про которую вы узнаете по ходу нашего занятия, но вначале я вам расскажу о моём приключении. Пройдите все на коврик. Молодцы, ребята, недавно я была в гостях в «Букваринске» у букв, а находится он за бумажными горами, за карандашными лесами в грамматическом царстве, в орфографическом государстве. Когда буквы узнали, что работаю в детском саду, то решили прилететь на крыльях гусей, которых вы недавно вырезали. Гуси очень торопились, ведь на дворе время года – Осень. И гуси не остаются зимовать, они какие птицы? - Перелетные птицы. И гуси громко, махая крыльями, гоготали как? -Га-га-га Какой слышен согласный звук? –Г- А этот звук Г- встречается и в словах, хлопните, когда услышите в словах. (гуси, птица, груша, мяч, снег, парта, гриб, снегирь). Но этот звук слышен и тогда, когда бывает много Гусь – много – гусей Снег – много – снега Груша – много – груш Гриб – много – грибов А буквы из «Букваринска» подарили таким славным детям мяч и похвалят тех, кто, поймав мяч, определит, на каком месте в слове находится звук Г. В слове Гриб – в начале Снегирь – в середине Парта – нет звука Г. А если его там нет, то давайте пройдем за столы и продолжим играть в «Учитель - ученики», спинки выпрямили, руки расположили удобно. Ребята, когда гуси летели из «Букваринска», то видели грибы и встречали того, кто их собирал. Закончите предложение от общего слова гриб. Как-то раннею порой вдруг полился дождь – грибной. И из дома в тот же миг в лес отправился – грибник. Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький – грибочек. И обрадовался в миг наш удачливый – грибник. Много он собрал грибов, и грибочков и грибков. А тому, кто долго ищет, попадется и - грибище. Ребята, какая общая часть в этих словах – Гриб. Молодцы, а мы ещё умеем составлять предложения. Слушайте и скажите правильно - (Грибник отправился лес в). Из скольких слов состоит предложение, покажите схему – из четырёх слов. С какой буквы начинается предложение? – с большой буквы В конце ставится что? – ставим точку. А теперь Ваня спросит Милану (Грибник отправился в лес?) Милана ему ответит (Грибник отправился в лес). Кристина. Маша. Молодцы, ребята мы тоже любим собирать грибы, а сейчас «Разминка». Разминка «Гриб» - 2 раза Гриша шёл, шёл, шёл Белый гриб нашёл Раз грибок, два грибок, три грибок Положи их в кузовок. Грибы собрали, молодцы. Все грибники рас положились за столами. Ребята, а нас услышала буква Г и стоит подобно кочерге (показать рисунок). Повторите – буква Г стоит подобно кочерге. Прорисуйте её в воздухе. Из скольких частей она состоит? Принесла она несколько заданий, давайте их выполним. В этих карточках – картинках зашифровано слово по первым буквам названий картинок. Кто из вас выложит первые звуки этих слов знаками на доске? Остальные выкладывают карточками знаками на столе первые звуки названия картинок. Голубь – Г – твердый согласный зв.зв. Репа – Р’ – мягкий согласный зв.зв. Игла – И – гласный звук Бант – Б – твердый согласный зв.зв. Молодцы, буква Г довольна и эти знаки обозначим буквами и соединим. Кто выполнит у доски? Остальные выполняют на месте. Получилось слово ГРИБ. Где стоит буква Г – в начале слова. В этом слове Г каким звуком обозначена – согласный твердый Зв. Зв. Может быть мягким? Да. Скажите мягко – ГИ (слово ГИРЯ). Ребята, а сейчас слово ГРИБ позовет Марина – Ударение на гласный звук - И. Позовём все вместе слово – ГРИБ. Сколько гласных в этом слове ? Один гласный звук – И. Узнали, сколько частей в этом слове. Соня, прохлопай это слово. Один слог, т.к. одна гласная. Молодцы, а сейчас поговорим про грибы пальчиками: Пальчиковая гимнастика «Грибы». Топ, топ пять шагов – дети по столу пальчиками шагают. В кузовочек пять грибов – сцепить пальцы и раскрыть ладони, показать пять пальцев. Мухомор красный – гриб опасный – один палец загнуть, А второй лисичка – рыжая косичка – второй палец загнуть, Третий гриб волнушка – розовые ушки – третий палец загнуть, А четвертый гриб сморчок - бородатый старичок – четвертый палец загнуть, Пятый гриб белый – ешь его смело – пятый загнуть, разжать ладонь и показать пальцы. Молодцы, а буква Г такая хитрая, что спряталась в слоговой линейке и хочет чтобы вы поиграли в игру «День - ночь», где дружат гласная с согласной, образуя слог. Дети проговаривают первый слог, закрывают на слово «ночь» глаза, на слово «день» открывают, проговаривают второй слог и слово ГУ – СИ ГУ – ЛИ ГУ – ДИ Молодцы, буква Г из «Букваринска» остаётся с вами. Какой это звук – твердый согласный Зв.зв., может быть – мягкий согласный Зв.зв. А гуси с вами прощаются до весны и улетают в теплые края. Как они гогочут ГА-ГА-ГА.
|