Автоматизация звука [ л ] в словах Конспект индивидуального логопедического занятия Цель занятия – Автоматизация звука [ л ] в словах. Коррекционно-образовательные задачи: -формировать кинестетический образ звука [ л ] (ощущения положения органов артикуляции); -расширять словарный запас. Коррекционно-развивающие задачи: -развивать артикуляционную моторику; -устранять дефектное произношение звука [ л ], автоматизировать звук [л] в словах; -развивать фонематический слух и восприятие. Коррекционно-воспитательные задачи: -воспитывать чувство уверенности и самостоятельности при выполнении заданий. Оборудование: ширма, игрушка слона , телефон , бумажный самолет , пары картинок для образования слов антонимов , сухой бассейн , мелкие игрушки (лодка, колобок, белка, ложка, яблоко, лук) , картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики , мнемотаблица. Ход занятия. Организационный момент. Вспомни и назови животных, которые живут в жарких странах. (Слон, лев, пантера, жираф, бегемот, обезьяна, …) А какой трудный звук есть в слове слон? (звук [л] ) Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [л]. Основная часть. Артикуляционная гимнастика. Язычок-язычок, Не ленись, покажись (на счет 1-5). Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя, Серединка - пя-пя-пя, Кончик – тя-тя-тя. А теперь спокойно вниз, За зубами удержись (1-5). Язык чашечкой сложи, Так немножко подержи (1-5). В барабан язык играет: т-т-т, д-д-д. И слоненка вспоминает: т-т-т, д-д-д. Автоматизация звука [ л]. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (Убирается ширма, за которой находится игрушка слона) Как можно назвать ласково слона? (Слоник, слоненок) Слоник прилетел к нам на самолете. Покажи, как далеко летел самолет. Дыхательное упражнение. Самолет построил я, Поиграть зову вас я. Чей дальше улетит, Тот пилот и победит. (Бумажный самолет на столе, дуть на самолет, чтобы он улетел как можно дальше) Покажи, как гудел самолет, когда летел. (Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, длительно произносить звук [ л ], раскинув руки в стороны). Когда мы произносим звук л , язык у нас широкий или узкий? (Широкий) Куда упирается кончик языка? (В бугорки за верхними зубами) Рот закрыт или открыт? (Рот приоткрыт) Губы сложены в трубочку или растянуты в улыбку? (Растянуты в улыбку) Звук [ л ] гласный или согласный? (Согласный, воздух встречает преграду- язык и зубы) Звук л глухой или звонкий? (Звонкий, потому что голосок наш звенит) Слоненок прилетел к нам, чтобы научиться правильно произносить звук[л] . Хочешь помочь слоненку? (Хочу) Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибок повтори» (Проговаривание чистоговорок). Ла-ла –ла, прилетела к нам пчела. Лу-лу-лу, Коля нитку вдел в иглу. Ло-ло-ло, на горе стоит село. Лы-лы-лы, дети сели за столы. Слоник прилетел к нам из далекой Африки, там у него осталось много друзей. Он шлет им свой привет. Физкультминутка. Головой кивает слон, (Стоя, кивать головой вверх-вниз) Он слонихе шлет поклон. (Поднимать и опускать руки, наклоняясь вперед) Игра «Угадай-ка» Я буду называть слова, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове звук [л ]: мак, лак, дом, лом, кукла, книжка, малыш, ландыш, карандаш. Игра «Скажи наоборот» Давай научим слоненка называть слова наоборот. Я начинаю, а ты заканчиваешь подходящим по смыслу словом со звуком [л]. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок. У березки ствол тонкий, а у дуба - (толстый). Заяц трусливый, а лев – (смелый). Суп горячий, а эскимо – (холодное). Собака сытая, а волк – (голодный). Воздушный шар легкий, а гиря – (тяжелая). Великан сильный, а Дюймовочка – (слабая). Марфушка грубая, а Настенька – (ласковая). Игра «Сухой бассейн» Слоненок играл в песочнице и потерял свои игрушки. Помоги ему найти. (Ребенок достает из сухого бассейна, наполненного горохом, мелкие игрушки и называет их, четко проговаривая слова со звуком [л]: лодка, колобок, белка, ложка. Яблоко, лук. Молодец! Наш слоник остался доволен, потому что многому у тебя научился. Он устал и уснул. А пока он спит, давай вымоем руки и разучим про слоненка стишок. (Разучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы) Слоны сильны, Слоны умны, Слоны спокойны и важны. Итог занятия. Какой звук ты старался произносить правильно и научить этому слоненка? (Звук [л]). Какое задание тебе понравилось?
|