Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -Р- для детей старшего дошкольного возраста
13.05.2013, 13:52
Голубева Светлана Владимировна
учитель-логопед МАДОУ Детский сад №5
Каждый логопед знает, как утомляют детей бесконечные повторения речевого
материала во время автоматизации и дифференциации поставленных звуков
на индивидуальных занятиях. Действительно, дошкольнику сложно даже
несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому
же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребенок
психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо
повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают
все приобретенные произносительные навыки. Поэтому на индивидуальных
занятиях предлагаю применять наглядно-игровые средства при автоматизации
поставленных звуков на материале слов и предложений. Они позволяют
создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и
добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки не
только в словах, повторяемых логопедом или по предлагаемым картинкам, а в
игровой деятельности.Конспект индивидуального занятия
Автоматизация звука - Р - в словах и предложениях Цели • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений • Продолжить формирование длительной и направленной воздушной струи • Продолжить учить выделять звук - р – из ряда звуков • Упражнять в согласовании существительных с числительными • Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных в единственном числе • Развивать внимание, память, пространственную ориентировку, мелкую моторику • Продолжать учить составлять предложения по опорным словам – картинкам • Закрепить названия цирковых артистов. Оборудование Картинки: арена цирка, леопард, тигр, носорог, слониха, факир, жираф, зебра, клоун – акробат /оригами/; мыльные пузыри; карточки с изображением артикуляционных упражнений; шарик су – джок; трафареты. Ход занятия 1.Организационный момент. Логопед. Сегодня я приглашаю тебя совершить увлекательное путешествие. Смотри, у меня два конверта, в одном из них билет в цирк, а в другом картинки с изображением артикуляционных упражнений. Давай перед путешествием разомнемся. /Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам – символам: «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Парус». 2.Разминка закончена, а вот и арена. /Устанавливается картинка с ареной цирка/ Первым на арене появляется факир, он показывает фокусы. Давай и мы с тобой попробуем показать фокус. Смотри, что это…/взрослый пускает мыльные пузыри/. А теперь, ты попробуй…, как здорово у тебя получается. 3.А теперь на арене появляется клоун – акробат. Нужно сильно подуть на него, и он завертится. /Ребенок дует на оригами/. Скажи, что делает клоун? /Ребенок составляет предложение: Клоун вертится, крутится и т. д./ А еще этот клоун умеет жонглировать и мы с тобой тоже немного пожонглируем. Возьми в руку эти мячики и перекатывай их. /Упражнение с шариками су – джок, показываю картинку со слонихой и читаю стихотворение/ Слониха Ивонна Играет с мячом. Задача трудна, Но ей нипочем. И тебе тоже задание нипочем, молодец! Отлично справился. 4.Слониха долго играла и проголодалась. Давай ее покормим. Смотри, у нас есть груши, персики, ватрушки, бутерброды. /Ребенок проговаривает числительные с существительными. Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш и т. д./ Молодец, слониха довольна и может снова играть в мяч. 5.А вот теперь на арену выходят артисты – звери. Кто это? /выкладываем картинку с тигром, ребенок отвечает - Тигр/ Кого мы видим на арене? – Тигра. К кому нельзя подходить близко? – К тигру. Кем ты восхищаешься? – Тигром. О ком ты расскажешь маме? – О тигре. 6. Следом за тигром выходит…. /логопед загадывает загадку/ Разрисованы лошадки, Будто школьные тетрадки. Что же это за лошадки? Правильно, зебры. А теперь произнеси за мной слова зебра - зебра – верба – зебра и назови слово не похожее на все остальные. 7.На арене появляется носорог, повтори за мной, четко произнося звук - Р - Носорог бодает рогом, Не шутите с носорогом. 8.Ребенок обводит по трафарету носорога. Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Кого, ты видел в цирке? Ребенок перечисляет цирковых артистов, участвовавших в представлении.
1. Тема - автоматизация звука Р, но среди целей всё, что угодно, только не автоматизация.
2. Цель1 :Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений . Если у ребенка еще не отработана арт. гимнастика, тогда какая автоматизация, тем более в предложениях? Если ребенок уже может произносить Р во фразах, тогда зачем АГ? То же относится к цели "Продолжить формирование длительной и направленной воздушной струи"
3. Цель: Продолжить учить выделять звук - р – из ряда звуков. Где это? Не видела.
4. Развивать внимание, память, пространственную ориентировку, мелкую моторику. Так, мелкая моторика на данном этапе уже не актуальна - передать воспитателям. Пространственная ориентировка где? Развивать память... Какую? зрительную или слуховую? Сколько единиц? И вообще, о чем это? Если надо вспомнить, кого видел в цирке, ("Ребенок перечисляет цирковых артистов"), так это факир и клоун. 2 слова. Ребенку давалась установка на запоминание?
5. Отдельный разговор - грамматический строй речи. Если это логопункт, то у ребенка д.б. ФФН, значит по определению грамматика в норме. Если логогруппа, значит эта работа выносится на фронтальные. Если ребенок с ОНР на логопункте (зачем брали?), зачем валить все падежи в кучу? Если всё тянет, зачем тратить на это время?
6 Продолжать учить составлять предложения по опорным словам – картинкам. Где это? Не нашла. Смотрим перечень картинок: арена цирка, Леопард, тигр, носорог, слониха, факир, жираф, зебра, клоун. Всё смешалось: Ль и Р, Л и РЬ ("О тигре" см. 5).
7. Закрепить названия цирковых артистов. Замечательная цель. Клоун скорее всего уже в активном словаре, ну без "факира" никуда!. Если старится задача активизации или расширения словарного запаса, то можно найти более актуальную лексику.
8.Сначала идет отработка во фразах: кЛоун кРутится... (неактуальная простая нераспространенная фраза, смешиваемые звуки Л и Р), потом в словах по картинкам, потом отраженное воспроизведение слов. Всё наоборот!
9. Сколько говорит логопед? Сколько ребенок? На всё занятие 2-3 фразы и с десяток слов. За 15 минут.
Занятие безусловно заслуживает внимания в качестве учебного пособия для разбора со студентами.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.