Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Шарыпово
Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в средней группе.
Воспитатель: Сурова С.В.
Ноябрь 2012 Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка. Образовательные задачи: Познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах. Научить произносить звук (ч) медленно и быстро. Обогащать лексический запас Развивающие: Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание, мелкую моторику. Развивать фонематическое восприятие. Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи. Методы и приёмы: Словесные ( художественное слово, объяснение, указание); Игровые ( пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); Практические (упражнения на закрепление знаний); Педагогические технологии: ( личностно- ориентированная модель обучения и воспитания детей, социоигровая – игры в кругу, работа малыми подгруппами); Форма организации детей: (фронтальная, в кругу и малыми компаниями) Материалы и оборудование: Мягкие игрушки: черепаха, лягушка, Чебурашка. Маска – «Паровозик». Свечка. Красивая коробка с картинками. Цветные карандаши. Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик. Ход занятия.
1. Игра в кругу « Ласковая цепочка» Воспитатель шепчет на ухо ребёнку команду: - Погладить стоящего рядом по голове. - Возьми рядом стоящего за руку. 2. Воспитатель: - Отгадайте о чём моя загадка : « Если б не было его, не сказали б ничего». ( или « Всегда во рту, а не проглотишь») - Дети: - «Язык» Воспитатель: - Для чего нужен язык человеку? ( что бы разговаривать) - Где находится язык? ( во рту) - Что ещё находится во рту? ( зубы) - Как работает язычок? Покажите. ( дети показывают) - Что делает язычок когда мы молчим? ( отдыхает спокойно лежит) 3. Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть.» (проводятся артикуляционные упражнения)
1. « Лягушки улыбаются» Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. 2. « Хоботок» Подражаю я слону Губы хоботком тяну И на трубочку похожи Подудеть в неё мы сможем: Ду-ду-ду, ду-ду-ду! 3. « Лопатка» Язык лопаткой положи И под счёт его держи. Раз- два- три- четыре- пять! Язык надо расслаблять! 4. Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики. « Раз - два – три – четыре – пять ( разжимают и разжимают кулачки) Пошли пальчику гулять( загибают пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – рыл песок, Этот делал пирожок, Этот с горки катался, Этот в травке валялся, Этот умницей был Хорошо говорил! 5. Воспитатель: - Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку: - Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш… - Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж… - Водички: с-с-с-с-с… - Комарика: з-з-з-з-…. « Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел6 « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. И пустил тёплый ветерок и у него получилось : « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза. - Давайте и мы все вместе её споём. ( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально) - Послушайте, как поёт песенку Катин язычок!! ( медленно) - А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте как поёт песенку Вовин язычок. И т.д. 6. Физ. минутка « Паровоз» « Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. (дети двигаются по кругу убыстряя темп) Я стучу, стучу, стучу. Я лечу, лечу, лечу. Опоздать я не хочу!» 7. Воспитатель: - А знаете, на этом паровозике к нам приехали гости. ( вносится игрушка « Чебурашка») - Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вносится свеча) Вместе с детьми проговаривается чистоговорка. « Чу-чу-чу-чу я сейчас зажгу ….(свечу) Ча-ча-ча-ча горит ярко….(свеча) Чи-чи-чи-чи встали мы вокруг …(свечи)» 8. Игра «Задуй свечу» « Посмотри, как я иду, Свечку бережно несу. Если свечку мы задуем, Я зажгу опять другую» (свеча в руках педагога проноситься по кругу – дети пытаются её задуть) 9. Воспитатель: - А ещё к нам в гости приползла….??? « Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят…. ( дети – ЧЕРЕПАХИ!) (вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине) Дети рассказывают стихи про черепаху: « Черепаха всех смешит, Потому что не спешит, Но куда спешить тому, Кто всегда в своём дому?»
« Шла купаться черепаха И кусала всех со страху -Кусь,кусь, кусь никого я не боюсь!» Воспитатель: - Что у черепахи на спине? ( коробка) - А как сказать ласково? ( коробочка) (дети поочерёдно достают картинки и называют, что изображено на картинке. Например: Шишка – шишечка, чашка- чашечка и т.д.) 10. Воспитатель: - Черепаха приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого вам надо разделится на компании по картинкам, которые у вас в руках.(дети делятся на компании и проходят к столам на которых лежат рисунки) - Воспитатель: « Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч».( дети выполняют задание) На рисунке изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник. -Воспитатель: - « Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют- часы, черепаху) -Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика) - А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч-ч-)
|