Тема: «Домашние животные» Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных. Коррекционно-образовательные задачи: • Закрепление представлений о домашних животных и их детёнышах, об их внешнем виде, образе жизни и повадках; Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; • Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-; • Учить образовывать притяжательные прилагательные; • Упражнять в употреблении простых предлогов; Коррекционно - развивающие задачи: • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, артикуляционную тонкую и общую моторику, интонационную выразительность речи; • Обогащать словарь детей; • Закрепить в активном словаре слова «табун», «стадо», «стая», «отара»; Учить употреблять притяжательные прилагательные; Коррекционно-воспитательные задачи: • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности; • Воспитывать любовь и бережное отношение к домашних животных; Оборудование: Наборное полотно, магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных и их детёнышей, конверты с разрезными картинками; предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей; Предварительная работа: предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей - Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные; -Разучивание пальчиковой игры «Дом» -Формирование понятий: «стадо», «стая», «отара», «табун», «свинарник» на индивидуальных занятиях. Ход НОД: 1. Организационный момент (Объявление темы занятий, создание эмоционально- положительного фона, развитие слухового внимания, актуализация номинативного словаря по теме «Домашние животные») -Учитель-дефектолог приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, включает магнитофон. -Где мы с вами побывали? Что там услышали? -Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных. -Перечислите их. -Правильно, мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки,кошки. -Как подаёт голос собака? Как она делает? -Она лает. -А что делает кошка? -кошка мяукает. Как подаёт голос кошка? -А свинья? -Кто, знает как подают голос корова, лошадь, и овца? -Давайте, посмотрим на картинки и перечислим, что они делают? -Корова мычит: «Му!» и.т.д. -Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает. 2.Беседа о домашних животных с опорой на картинки. Учитель-дефектолог вывешивает на наборное полотно иллюстрации с домашними животными. -Как их всех можно назвать? - Правильно это домашние животные. -Почему их называют домашними животными? -Расскажите, что у животных есть? -Чем покрыто туловище? -Шерстью -Правильно это домашние животные. Где они живут домашние животные? (Рядом с человеком) -Почему? -Люди ухаживают за ними, строят жилища, заботятся о них, потому что они приносят пользу. 3. Игра «Найди животных» Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). - Дети обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете почему? -Потому, что они потеряли своих детёнышей. -Посмотрите вокруг и помогите домашним животным найти своих малышей. -Когда найдёте детёныша своего животного возьмите фигурку и пройдите на свои места. -А теперь расскажите о том, где прятались детёныши. -Телёнок прятался за деревом. -Ягнёнок спрятался на мостике. -Козлёнок спрятался за кустом. -Кролик сидел в ящике. -Поставьте фигурки животных и их детёнышей на стол. 4. Игра «Четвёртый лишний» Учитель- дефектолог предлагает выбрать лишнюю картинку и объяснить почему. 3 взрослых домашних животных и 1детёныш. 3 детёныша и 1 взрослое домашнее животное. Домашние животные с рогами – домашнее животное без рогов. Домашние животное - дикое животное. 5. Игра «Собери картинку» Развитие зрительного гнозиса-конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики рук. Расширение и уточнения словаря по теме: «Домашние животные» (детям предлагаются конверт с разрезной картинкой, состоящий из 5-6 частей). - Ребята, достаньте из конвертов части разрезной картинки. Вам нужно собрать целую картинку. -А картинки домашних животных на доске, будут для вас подсказками. -Подберите как можно больше слов об этом животном, которое вы собрали. -Кто это? -Корова. Она какая? - Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая. - А у тебя, кто? -Правильно, собака. -Что собака делает? - Собака охраняет, собака лает. -Вы правильно выполнили задание. Сложите разрезные картинки в конверты. -А сейчас мы отдохнём и физминутку проведём. Музыкальная пальчиковая гимнастика «Дом в лесу» Есть в лесу из брёвен дом Есть окошко в доме в том. (Показываем дом) Посмотрите в то окно, В доме тихо и тёмно. (Заглядываем в окно) Осторожно кулачком Тук-тук - тук стучимся в дом. (Стучим в окно) Выглянул какой–то зверь «Гав», сказал и запер дверь. (Показываем собачку) Мы, по -громче, кулачком Постучимся в этот дом. (Стучимся громче) Выглянул какой- то зверь «Бе», сказал и запер дверь. (Показываем овечку) Громко- громко кулачком Постучимся в это дом, (Стучимся громче) Выглянул какой – то зверь «Му», сказал и запер дверь Киска из окна глядит «Мяу- мяу» говорит Хватит в домик нам стучать Дайте хоть чуть-чуть поспать. (см Е.Железнова музыкальные пальчиковые игры) 7.Игра «Кто, где живёт?» Упражнять в понимании функций суффиксов в словообразовании. -Мы уже знаем, как человек ухаживает за домашними животными: кормит их, строит жилища (дома). Каждое жилище имеет своё название. Кони живут в конюшне. Коровы живут в коровнике. Свиньи живут в свинарнике. -Покажите, кто, где живёт в конюшне, -Кто живёт свинарнике и.т.д. 9.Игра «Продолжи фразу» Табун – это много лошадей Стадо- это много …… Отара – это много овец Стая это много собак Физминутка «Котище» Цель развитие интонационной выразительности речи, а также мимики, пластики движений. У нашего котища – жёлтые глазища. (Показываем глаза у кошки) У нашего котища Длинные усища. (Показываем какие длинные усы) У нашего котища Острые когтища.(Показываем острые когти) У нашего котища Умные мыслища. (Движении рук от головы вверх) Моется котище С каждым днём всё чище Отмывая мордочку От остатков пищи. (Показат,ь как кошка умывается) 10. Игра «Что кому принадлежит» (совершенствование грамматического строя речи образование притяжательных прилагательных) Догадайся и скажи, чьи это хвосты, голова и туловище. -Это чей хвост? -Это чья голова? -Угадайте, про кого я говорю, про голову или хвост. Лошадий….. Лошадиная … Организация окончания занятия (Оценка работы детей) Учитель- дефектолог предлагает детям рассказывать, чем они занимались сегодня. Затем предлагает детям назвать имя того, кто лучше всех выполнил задания, был внимательным и сообразительным. Учитель- дефектолог поощряет всех детей.
|