Программные задачи:
1.Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки.
2.Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания.
3.Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком.
5.Развивать фонематический слух.
6.Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Материал демонстрационный:
6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения, предметные картинки: дятел, синица, голубь, сюжетные картинки: осень, зима, лето, весна, указка, волшебная музыкальная шкатулка, книга.
Материал раздаточный:
6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения.
Ход:
1. В: У меня для вас необычная загадка.
Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.
Ответ ее не называть, а дружно подойти и показать.
«Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
(Дети подходят к иллюстрации осени)
2.В: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
3.В: Как вы думаете, какому времени года мы посвятим сегодняшнюю встречу?
Д: Осени
В: Дети, какая бывает осень?
Д: Грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная и т.д.
В: Что вы сейчас говорили?
Д: Слова
В: Осень – запасиха, а зима - прибериха. Почему так говорят об осени?
Д: Ответы детей.
В:Что вы сейчас говорили?
Д: Предложения.
В: Чем отличается предложение от набора слов?
Д: В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что – нибудь узнать.
В: На свое место сядет тот, кто составит красивое предложение об осени.
(Дети составляют предложения и садятся на места)
4. В: Сейчас я вам скажу предложение, а вы его схему выложите на столе. Приготовьте модельки предложения. Саша попробуй выложить схему предложения на доске «Осенью улетают птицы».
(Дети выкладывают схему предложения)
В:Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Что поставили в конце предложения? А теперь уберите модельку слова «осенью», модельку слова «улетают». Моделька какого слова осталась? Уберите ее.
5. В: Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Д: Зимующие.
В: Угадайте, о какой зимующей птице идет речь?
«Кто на дереве сидит
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук –
Вылезай скорее жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед».
Д: Дятел.
В: Каких зимующих птиц вы еще знаете?
Д: Ворона, синица, голубь и т.д.
В: Перед вами рисунки птиц. Как узнать, сколько слогов в слове дятел?
Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько слогов.
В: Скажите, сколько слогов в слове дятел? (синица, голубь)
В: Назовите самое длинное слово?
Д: Синица
6. В: А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.
Вы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети двигаются под музыку.)
7. В: Дети, приготовьте фишки для звукового анализа. Слово «синица».
Скажите слово «синица» так, чтобы услышали первый звук. Назовите первый звук? Что вы о нем знаете? Сколько гласных звуков в слове «синица»? Как вы думаете, какой гласной буквой мы обозначим звук [и], звук [а]? Прочитаем слово.
А теперь пора наводить порядок. Оля помоги. Уберите фишку звука [с'] и т.д.
7. В: За ваши успехи и старанья, я хочу подарить вам подарок. Но он находится в этой волшебной шкатулке. Чтобы ее открыть нужно, назвать слова со звуком [с']
(Дети называют слова. Под музыку шкатулка открывается).
Примите, пожалуйста, эту интересную книгу о животных и временах года.
Литература 1.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: мозаика-Синтез, - 112 с. 2.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития», 1997.
|