КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ.
Тема: «Путешествие в Песочную страну». Цель: Формирование элементарных представлений посредством песочной игровой терапии. Задачи: - доставить детям радость от игр с песком; - продолжать знакомить детей с приемами мнемотехники; - упражнять в умении выкладывать палочки Кюизенера в определенной последовательности; - развивать умение располагать фигуры по образцу; - закреплять счетные умения в пределах 8, знание цифр, понятия широкий, узкий, быстрее, медленнее; - развивать мыслительные операции, речь, внимание, память, навыки ориентировки на плоскости; - воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации. Материалы: Две емкости с песком; сухой бассейн со спрятанными насекомыми; игрушки: стрекозы, белочка, утята, домашние и дикие животные, лягушки, дельфины, черепаха, мышка, домик, забор, деревья, цветы; палочки Кюизенера, счетные палочки, набор цифр, разные по ширине полоски из бумаги, грибы. Ход занятия. Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые стрекозы прилетели в нашу группу. Как вы думаете, откуда могли прилететь стрекозы? (ответы детей). А от кого ? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей). Посмотрите, к крылышку одной из стрекоз прикреплена записка. Давайте узнаем, что в ней написано. «Дорогие ребята Я живу в песочной стране. У меня сломался телевизор. А я так люблю смотреть мультфильмы с моими друзьями зайчиком, ежом, лисичкой и медведем. Что делать? Помогите! Белочка» Ребята, как можно помочь белочке? (Ответы детей) Давайте подарим ей телевизор, который смастерим на занятии. Какое угощение можно взять для белочки? Дети. Нужно взять грибочки. Воспитатель. Грибов нужно взять столько, сколько раз взмахнет крыльями стрекоза. Стрекоза взмахивает крыльями 5 раз. Дети кладут в маленький мешочек 5 грибов. Готовы к путешествию? Путь в песочную страну будет трудным. Испытания будут суровыми. Найти песочную страну нам помогут стрекозы. Закрыли глаза, представили, что мы летим на крыльях стрекоз. Полетели! Дети выполняют. Воспитатель. Вот мы и в песочной стране. (Приглашает детей к емкости с песком.) Посмотрите, здесь течет река (совместно с детьми строит в песочнице реку). Как же нам перейти через реку? Дети. Надо построить мост. Воспитатель. Давайте построим мостик. Только строить вы его будете из цветных палочек, начиная с самой длинной. Каждая палочка должна быть короче предыдущей на один белый кубик (показывает белый кубик). Дети выкладывают мостик, использую палочки Кюизенера. Воспитатель. Построили мостик, но перейти через него мы сможем тогда, когда поможем разрешить спор между белым и желтым утенком, которые оказались в реке. Дети выставляют утят: белых – с одной стороны моста, желтых – с другой. Воспитатель. Сколько белых утят? Посчитай, Максим, и поставь нужную цифру. (Ребенок выполняет.) А сколько желтых утят плавает в речке? Таня, поставь нужную цифру. (Ребенок выполняет) Каких утят стало больше? (Ответы детей.) Как сделать, чтобы утят стало поровну? (Ответы детей.) Вот мы и помогли решить их спор. Теперь мы можем пройти по мостику через реку. Ребята, посмотрите, кто появился на берегу реки? (Выставляет в песок трех лягушек разной величины.) Собрались лягушки искупаться в речке, мама-лягушка дала им полотенца (достает три палочки разного цвета и толщины, но одинаковой длины). Лягушки спорят, кому какое полотенце взять. А вы как думаете? Дети. Самой большой лягушке необходимо взять самое широкое полотенце, самой маленькой – самое узкое. Воспитатель. Какого цвета полотенце у большой лягушки (Ответы детей.) Какой лягушке принадлежит красное полотенце? (Ответы детей) Ребята, пока мы помогали найти лягушкам свои полотенца, нам на пути повстречалась бабушка (ставит в песок изображение бабушки.) Только бабушка почему-то грустная. Как вы думаете, почему? (Варианты ответов.) Оказывается, у бабушки в деревне за забором паслись домашние животные и птицы, но вдруг поднялся сильный ветер, забор сломался, и все животные и птицы разбежались. Как можно помочь бабушке? Дети. Надо построить забор. Воспитатель. Давайте построим забор из этих палочек. Дети расставляют дощечки с цифрами от 1до10. Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Бабочки летают, Кружат в воздухе, порхают. На полянку полетели, На цветочки тихо сели. Дети выполняют движения согласно тексту. Воспитатель. Ребята, дальше опять нет дороги – на пути возникла гора. Все вместе подходят к сухому бассейну, в котором спрятаны насекомые. Воспитатель. Она развалилась на мелкие камушки. Кого она могла засыпать? (ответы детей) Давайте спасем насекомых. Дети выполняют: достают из бассейна кто жука, кто кузнечика… Воспитатель. Насекомые обрадовались, что мы освободили их, и решили с нами поиграть. Куда села бабочка? Жук? Кузнечик? Ответы детей. Игра на ориентировку на плоскости. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, удобно ли насекомым передвигаться по камням? Почему? (ответы детей) Давайте выложим для насекомых дорожку, используя при этом геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Дорожка должна быть такой (выкладывает образец в сухом бассейне) Дети выкладывают дорожку, отбирая фигуры по цвету и форме. Воспитатель. Молодцы! Справились с этим заданием. Насекомые благодарят нас и показывают нам дорогу дальше. А впереди – огромное море. Как нам через него перебраться? (ответы детей) Давайте рыбок хором звать, морских животных всех скликать! Кто помнит их имена, зовите к нам скорей сюда! Дети называют морских жителей, воспитатель дополняет. Воспитатель. Кто самый сильный? (ответы детей) Давайте позовем его первым! Кто стоит у нас вторым? Третьим? (ответы детей) Вы молодцы! Отлично звали! Все рыбки сразу подплыли и переплыть нам помогли. Дети. Смотрите, уже виден домик белочки. Воспитатель. Оно на дорожке, которая ведет к домику расположились….(выставляет черепаху и мышку). Дети. Черепаха и мышка. Воспитатель. Они спорят. Кто из них передвигается быстрее. Дети. Черепаха передвигается медленнее. Воспитатель. Если черепаха передвигается медленнее, то мышка … Дети. Быстрее! Воспитатель. Вот мы и домика белочки. Посмотрите, как здесь красиво! Дети рассматривают. Дети. А дверь закрыта! Воспитатель. Дверь откроется, если вы назовете цепочку слов, предварительно ее запомнив. Эти слова легко запомнить, если «связать» их между собой, как веревку крепкими узлами. Слова: песок, домик, дверь, белочка, грибы. Дети повторяют слова. Дверь открылась. Воспитатель. А вот и белочка! Давайте подарим ей телевизор. Она будет смотреть снова мультфильмы вместе со своими лесными друзьями. Дети выкладывают из палочек телевизор. Воспитатель. Ребята, а где же наше угощение? Наверно, мы потеряли грибочки по дороге. Давайте отыщем грибы. Дети ищут в песке грибы. Сколько грибов нашла Таня? Руслан? (ответы детей) Давайте угостим белочку грибами. Белочка рада и хочет угостить орешками. Дети, посмотрите, из своих домиков вышли друзья белочки. Давайте построим из палочек друзьям белочки телевизоры. Дети выкладывают из палочек телевизоры. Воспитатель. Посмотрите, как обрадовались лесные жители. Теперь они смогут смотреть свои любимые мультфильмы. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Беседа по вопросам. - Ребята, кому вы сегодня помогли? - Кого вы встретили в Песочной стране? - Что на занятии было самым интересным?
|