Конспект занятия по развитию речи на тему: « Знакомство с русской национальной одеждой» для детей старшей группы.
Автор: Шишелова Ольга Владимировна
Воспитатель МБДОУ Центр развития – «Детский сад №59 «Цыплята» г. Северодвинска Архангельской области.
Цель: Развивать у детей представление об истории цивилизации.
Программное содержание: 1. Познакомить детей с русской национальной одеждой. 2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи. 3. Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея). 4.Воспитывать эмоциональность и мимическую выразительность через психогимнастику. 5. Продолжать формировать просодику речи (сила голоса, ритм, темп), используя элементы логоритмики. 6. Воспитывать культуру поведения.
Материал: Инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, кепка; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей кафтан»: (2 карточки размера (30 на 40) на одной нарисован кафтан, на другой сарафан, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету кафтана и сарафана); индивидуальные карточки с заданием на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; посещение Краеведческого музея г. Северодвинска «Русская изба»; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.
Ход занятия: 1 Часть: - Дидактическая игра «Здравствуйте» - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне. - Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. - Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про Алёнку-малёнку Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»
Алёнка-малёнка, Платье из лёнка Как хороша, Девица – душа.
На головке кокошник На ножках сапожки А в ушах серёжки, В руках лукошко морошки.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать: - Для чего нужна одежда? - Что было бы, если бы одежды не было? - Одежда – это хорошо или плохо? - Когда одежда – хорошо? - Когда плохо? - Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека. - Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать. А теперь закройте глаза. 2 Часть: Мы оказались с вами на выставке. - Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин?) Для мужчин. - Что это, ребята? Кепка. Давайте хором скажем: кепка. - В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят. - Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала. - Посмотрите, теперь, на эту работу – это рубаха - косоворотка. - Кто из вас догадался, почему она так называется? -Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое. - Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка. - Из каких слов состоит это слово? (две ладошки соединяем) - Аня, скажи: косой + ворот = косоворотка. - Полюбуйтесь, ребята, на этот наряд, какой он красивый. Это кафтан (дети хором) - Вероника, расскажи нам о кафтане. Рассказ ребёнка: - Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава» - Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо? (лениться, не стараться) - Итак, что это такое? Кафтан. - Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова? - Маша. Повтори слово, повторяя звук «К» - Молодцы! Физкультминутка: Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт» - Ребята, встанем в круг и споём песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.
- А теперь пойдём в другой зал нашей выставки. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого? (для женщин) - Что это, ребята? - Рубаха. - Кто хочет рассказать мне о ней? Рассказ ребёнка: - Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. – Что такое орнамент? - Узор, который повторяется. - Поверх рубахи надевали юбку или сарафан. - Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором. - Это душегрея. Скажите хором: душегрея. Рассказ ребёнка: - Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором. - Артём, скажи душегрея. - Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем) (душа, греет) - Что получилось? - Почему она так называется? -Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу. Интересно? Психогимнастика: - А давайте немного поиграем. - Девочки встаньте на ковёр, который слева от меня, мальчики справа. - Девочки представьте, что вы надели на себя красивые рубашки, расписные сарафаны, узорные душегреи. Вы радостные красуетесь и крутитесь перед зеркалом. - А мальчики восхищаются красивыми девочками. (Можно встать на одно колено перед девочкой, поцеловать руку и т.д.) - Молодцы, у вас здорово получилось.
Дальше рассматриваем экспонаты. - Ребята, как называются эти предметы? - Головные уборы. - Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова). Повторим ещё раз: кокошник. - Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором Скажем: чепец. Повторите каждый по отдельности. - А сверху чепца одевали платок. - Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит? (опозориться) - И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день. - Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки. - Ребята, у нас на выставке случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Кафтан и сарафан износились. - Задание: мальчики зашивают кафтан, а девочки – сарафан. Дидактическая игра «Зашей кафтан» - Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки), чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки. - Маша, почему ты положила именно эту заплатку на дырочку? (потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и сарафан красный) - Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. - Пора возвращаться нам в группу. -А теперь закройте глазки.
3 Часть: - Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка? А в группе нас тоже ждёт сюрприз – загадка. - Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами листочки, в них спряталась одежда. Можно отгадать, если соединить только зелёные точки. - Вика, что у тебя получилось? (рубаха) У всех получилась разная старинная одежда. Молодцы! - Возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели. Дома эту одежду украсьте красивым орнаментом и принесите в садик. - А в саду мы организуем выставку одежды и пригласим полюбоваться детей из другой группы.
Итог: - С чем мы познакомились? - Что нового узнали? - Какие новые слова?
|