Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему: «Музей транспорта (самолёты)» в старшей группе.
Программное содержание: Развивать ретроспективный взгляд на самолёт (ориентироваться в прошлом). Научить понимать назначение и функции самолёта. Закрепить умение выделять некоторые особенности предметов: форму, части, размеры; определять материал и его признаки. Устанавливать причинно-следственные связи между назначением (летать) и формой (обтекаемая). Понимать, что человек создаёт самолёты для облегчения жизнедеятельности. Упражнять в сборке деревянных моделей самолёта и вертолёта. Развивать мышление, внимание; укреплять память. Предварительная работа. Чтение сказок: «Летучий корабль», «Деревянный орёл», «Старик - Хоттабыч». Н.Носов «Незнайка на воздушном шаре»; С.Михалков «От кареты до ракеты». Отгадывание загадок о воздушном транспорте. Подвижная игра «Шар лопнул…» Словесная игра «Летает – не летает».
Материалы: Игрушка «Самоделкин»; табличка «Музей транспорта». Экспонаты музея: игрушечные самолёты и вертолёты; Иллюстрации: воздушный шар, дирижабль, аэропланы-«этажерки», различные виды самолётов и вертолётов, ракета, космический корабль. Воздушный шарик. Игра «Разрезные картинки». Сборные деревянные модели самолёта и вертолёта.
Ход занятия: Самоделкин загадывает загадку: «Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит». (самолёт) -Ребята, я приглашаю вас на экскурсию в «Музей транспорта», сегодня мы узнаем о прошлом самолёта. Проходите к первому экспонату. - Давным-давно человек начал мечтать о полёте. Он хотел летать, как птица, чтобы увидеть весь мир с высоты птичьего полёта. Человек решил сделать себе крылья. Для этого он собрал много-много птичьих перьев. -Представьте, что ваши руки превратились в крылья, разбегитесь и попробуйте полететь. -Получится у вас? (нет) - Почему? (не умеем летать, тяжёлые) Продолжают дети-экскурсоводы: -Люди стали летать в корзинах, которые поднимали шары, наполненные нагретым воздухом, но при этом они двигались только в том направлении, куда дул ветер (показ иллюстрации; проводим опыт: дуем на воздушный шарик – сила ветра). - Дирижабль наполнен гелием – очень лёгким газом. Дирижабль поднимается вверх, как воздушный шар, а вот летать по небу без винтов не может. Винты загребают своими лопастями воздух и мчат дирижабль вперёд. - Человек изобрёл летательный аппарат – аэроплан («этажерка»), сделанный из деревянных палочек, а крылья были покрыты тканью. Люди много спорили, волновались: полетит или не полетит. Были случаи, когда аэроплан пробегал по полю, а оторваться от земли не мог. Наконец, человек придумал такие машины, которые стали летать. - Самолётов стали делать всё больше и больше. Люди уже могли летать рядом с птицами, но они хотели научиться летать лучше и выше птиц. Поэтому изобретатели стали изменять форму самолёта – он стал обтекаемым, кабина не выделялась, шасси убирались. Рассматриваем иллюстрации и игрушки. - Самолёт, который летит быстрее скорости звука, называется сверхзвуковым. - У вертолёта на крыше установлен воздушный винт, который поднимает его прямо вверх, так что он может взлетать с любой площадки. (опыт: запускаем вертолет на пульте управления). - Ракеты двигаются быстрее любого другого летательного аппарата. Они взлетают под воздействием горячих газов, выбрасываемых при сгорании жидкого топлива. - Космические корабли многоразового использования взлетают как ракеты, но у них есть крылья, так что они садятся как самолёты. - Дети, как вы думаете, как можно использовать самолёты? (перевозить людей, грузы) - Какие самолёты вы знаете? (пассажирские, грузовые, военные, спортивные) Физ. минутка: «Вот мотор включился, пропеллер закрутился. К облакам поднялись и шасси убрались. Вот луг, мы тут приготовим парашют, толчок, Прыжок, летим , дружок. Парашюты все раскрылись, дети мягко приземлились». Самоделкин приготовил вам игру- задание. Игра «Разрезные картинки» (водный транспорт). Самоделкин: « Понравилось ли вам, ребята, в «Музее транспорта»? На память я хочу подарить вам сборные деревянные модели самолёта и вертолёта, играйте в группе. До новых встреч, друзья!
Используемая литература: О.В.Дыбина «Что было до…», Москва 2001г С. Михалков «От кареты до ракеты».
|